ВЫПУСК 68. РАДИОПЕРЕДАЧА «РУСЬ СИБИРСКАЯ — СТОРОНА БАЙКАЛЬСКАЯ»

ЗЕ́НУТЬ – о медведе: разинуть (пасть).

 

«А вот Варвара-то Петровна когда была маленькая, ребятишкам рассказывали. Вот они сидели на берегу за рекой, рыбачила с отцом, была маленькая, на рыбалке, и поехали куда уж там, домой ли поехали, ловушки смотреть ли чего ли, и видят, идёт по берегу. А я-то, говорит, лет десять ли сколько было, говорит, мне. Я, говорит, говорю:

— Тятя, Макси́мушкина корова идёт.

Соседская корова ей показалась. А он-то оглянулся да и понял, что это не корова идёт. Но а кого делать-то? Буль-буль на одном кормовом весле. И она, говорит, упала в лодку да и за ними. Самка была, медведица.

Дак она, говорит, в рот воды наберёт и как зе́нет, фыркат прямо в лицо, старается, в лицо, что залить человека водой, чтоб, видимо, не видел человек. Умственность, говорят, у медведя не хуже человека. Только, гыт, Бог не дал прихватно́й палец, говорит, ему. Так Варвара Петровна всё время говорила.

Ну, от и кружил, кружил, кружил, и отец-то, гыт, ревел, а где-то недалеко его брат Федот-то, что вчера Катюша поминала старика Федота-то. Ой, и ревел, гыт, его, ревел. А тот чем знат? Почему, зачем ревёт?

И вот этот медведь, гыт, кружил, кружил, и этот, отец-то тюкал, тюкал, говорит, и как раз, гыт, по лапе, по лапе. Лапой, гыт, он уже по этой по палубе-то как лапу-то… И он, гыт, закружил, закружил, что перерубил, видимо, ему. А топоришки-то, видимо, не очень хороши были. Ну и он, гыт, потом на его набросил каку́-то куфайчо́нку, да и … и его захлеба́л.

[— Глаза, голову прикрыл, да? И захлеба́л? — Собир.].

И захлеба́л. И потом ешшо ведь… Захлеба́л. И надо вот подташшить его к берегу. Вот зачем? Мясо-то не ели же в те годы. Не ели мясо. А сало им надо было, сало. А сало даже на печке не надо его топить.

[— А почему? — Собир.].

А вот в посуду положь и на солнце, и он сам истоплятся. Это я сама топила. Такое сало! В печке его… Он на солнце истоплятся. Вот такое сало. Почему он такое, так махом истоплятся? Не знаю…

[— А куда сало медвежье шло? — Слуш.].

Для лечения, видимо, ли чё ли. Ну. И жо́лость брали. Жо́лость тоже на лечение. Медвежья жо́лость… Однажды мне Ли́ва (Царство Небесно), вот Еманова-то, давала, с водкой, я её настояла. А мой Михаил Михайлович выпил и сразу вылечился. Никака беда их не взяла, оне с Серёжей Минаковым эту банку опростали мне.

[— Дальше что говорила, медведя они на берег вытащили, да? — Собир.].

На берег выташшили. Наплакался, гыт, мой тятя, что… ведь полбеды, что меня-то… Мол, ребёнка, ребёнок десятилетний…

[— Напугалась?.. — Собир.].

Да, да! Ребёнка бы утопил, съел.

[— И пасть такая красная?.. — Собир.].

Да, да. Говрит, как наберёт воды, как фыркнет и разинет, гыт, ревёт же, ревёт, сердится. А во рту, гыт, как огонь у него всё пылат. Вот так ей казалось. Ну, потом, говорит, пока это, медведи, видимо… Их же снесло, и как раз принесло к этому брату Федоту-то. Ну, оне, гыт, вместе его выташшили, распороли. Дак мясо бросали, мясо бросали и сало одно только брали, жо́лость эту и сало. И всё.

[— Остальное оставляют? — Собир.].

Остальное оставляли. Кожу брали, кожу. Да. Мяли её, под ноги стелили или на двери где прибивали. Лапу брали, лапу эту высушивали лапу и во двор привязывали её для скотины ли чего ли».

Записано в 1986 году Галиной Витальевной Медведевой от Зинаиды Варфоломеевны Бобровниковой (1924 года рождения), село Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области

 

Рассказы опубликованы в 18 томе «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» https://sibfolk.ru/?p=438

История создания программы, звучавшей на волнах «Радио России. Иркутск» https://sibfolk.ru/?page_id=3029.

Выпуски передач мы публикуем на нашем сайте https://clck.ru/33zXzA.

#русьсибирскаясторонабайкальская

#радиороссиииркутск

#центррусскогоязыкаиркутск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *