#сидимдома ТРОИЦА

НАЧАЛО ЛЕТА, НАЧАЛО ВСЯКОЙ ЖИЗНИ

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы,

Все цветет и поет, молодые надежды тая.

О, весенние зори и теплые майские росы!

О, далекая юность моя!

 

Эти строки принадлежат перу Ивана Алексеевича Бунина, тосковавшего в эмиграции по Родине. И они  не единственные, посвященные писателем и поэтом  величайшему и любимейшему  празднику русского народа. И Бунин – далеко не единственный, кто обращался за вдохновением к этой вечной радости. Кто не помнит есенинское «Троицыно утро, утренний      канон, в роще по березкам  зычный перезвон». И еще, и еще…

Но о том, что Троица – один из самых почитаемых и любимых народом праздников, сотрудники нашего Центра знают  не по стихам или другим литературным произведениям. Они сотни раз удостоверились в этом в живых беседах с представителями этого народа  —  в самых отдаленных уголках великой Сибири.

Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с материалами, рассказывающими о традициях празднования Троицы. Они созданы на основе  научных статей нашей коллеги Маргариты Ранальдовны Соловьевой

Надеемся, дорогие читатели, что вы получите радость от чтения. Поздравляем вас с приближающимся праздником!

Троица – зеленые Святки

Семицко-троицкая неделя, именуемая  в народе «зелёными Святками», объединяет обряды и обычаи, совершаемые  в течение трёх праздничных дней: Семика, Троицы и Духова Дня. К этим праздникам примыкает и заговенье на Петров пост.

Семик – четверг на последней, седьмой неделе перед Троицей.

Троица, или Троицын день – это народное, бытовое название церковного праздника Пятидесятницы, когда христиане празднуют сошествие Святого Духа на апостолов. Произошло это событие на 50-й день после Воскресения Иисуса Христа, отсюда и название праздника. От Пасхи до Троицы проходит  7 недель.

День Святого Духа – следующий за Троицей понедельник, 51-й день после Светлого Христова воскресения, в народе именуется Духовым днём. Троица и Духов день  вместе составляют единый двухдневный праздник Пятидесятницы, в церковном календаре выделенный специально для почитания и прославления Святого Духа.

Петровки, или заговенье на Петров пост, входит в семицко-троицкий комплекс и отмечается в следующее после Троицы воскресенье.

Церковный праздник Святой Троицы наложился на архаический комплекс языческих обрядов, связанных с культом расцветающей растительности.

Конец мая и начало июня, на которые приходится – падает Троицын день, – особенно подходили  к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся  к этому времени наиболее пышной растительностью, ещё не успевшею утратить своей обаятельной свежести.    Язычники-славяне в эти весенне-летние дни посвящали свои моления и обряды «верховному богу – Перуну-громовнику» и «богине весны – светлокудрой Ладе», победившей демонов зимы. Мало-помалу древнее почитание богини весны было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились   с новыми обрядами,   создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку.  У русских Троицын день и предшествовавший ему в некоторых местах четверг – семик (который, видимо, и был древней основой праздника), стал самым важным народным летним праздником.   Даже в ХХ в.  в этот день устраивали народные гуляния  с ярмарками, каруселями  и другими развлечениями. У русских семицко-троицкий комплекс по разнообразию  и сложности входящих  в него элементов может быть сопоставлен только с Масленицей.

В период весенних праздников языческие обряды были связаны с растительным миром: растение торжественно вносилось в селение и жилище. Деревья наделяли душой, приписывали им человеческие качества, испрашивали у них помощи и благословения перед всяческими начинаниями.   К деревьям обращались с просьбой о ниспослании здоровья и богатства, удачного брака и благополучных родов.

Рис.1 Ильюшенко Александра, 13 лет.  ДХШ № 1 г. Иркутска. Преподаватель Н.А.Родионова.

Рис. 2. Сидоренко Аня, 13 лет. ДХШ № 1 г. Иркутска. Преподаватель Н.А.Родионова.

Символическим воплощением культа растительности у русских стал преимущественно образ берёзки, олицетворяющей богиню Ладу, — одного из наиболее почитаемых   у славян деревьев.  Многие народные обряды и поверья связаны с берёзой. Та исключительность, которая издавна принадлежит берёзе, объясняется тем, что она – первое, наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие деревья ещё едва начинают распускать почки. Отсюда идёт представление о том, будто именно берёза обладает особенной силой жизни, которую можно использовать.     В поверьях русского народа берёза выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Берёза считалась «хорошим», дающим энергию деревом, в противоположность забирающей силу осине.  На Руси никогда  не строили дом   на том месте, где росли берёзы: их корчёвку полагали грехом.    Считалось, что хорошо посадить берёзку рядом с домом для благополучия семьи, для отпугивания сил зла, для защиты от молнии.  Если под растущую берёзу вылить воду, оставшуюся после купания больного ребёнка и произнести заговор, то дерево на себя возьмёт болезнь.

Берёза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. В семицко-троицкой обрядности берёза выступает как символ весны и девичества. Белая берёза осталась любимым деревом на все времена, стала настоящей героиней праздника Троицы, главным персонажем фольклора, символом родины — России.

 

С материалами о праздновании Троицы можно познакомиться здесь:

Семик

Троица

Духов день

Петровское заговенье *

 

*Объект нематериального культурного наследия Иркутской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *