Обряд «первый выгон скота» у русских старожилов Байкальской Сибири

Устные рассказы русских старожилов, населяющих территорию Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края, в которых содержатся сведения об обряде первого выгона скота,зафиксированы в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой (т. 1-19) и хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии».

Первый выгон скота — обряд, связанный с началом весеннего выпаса, — включает различные ритуальные действия и магические приемы, цель которых — обеспечить благополучие скотины в течение лета. Обряд мог проводиться после Пасхи или Благовещенья, но чаще первый выгон был приурочен к Егорьеву дню – дню великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля/6 мая.(«Ну, скот выгоняли в разное время. И в апреле выгоняли, и на Егора вешнего выгоняли» [369 (15). Шерагул Тулунск. Ирк.].

В.К. Соколова указывает на то, что в народном сознании св. Георгий был покровителем диких зверей и хранителем домашнего скота: «На него были перенесены в значительной степени представления и обряды, относившиеся к прежним «скотьим» богам. В распространенных легендах св. Георгий охраняет домашний скот, помогает пастухам или наказывает их за провинности, нерадивость»[9, с.155].Вустных рассказах русских старожилов говорится о запрете на работу в этот день, чтобы волк не трогал скота. Нарушение запрета могло повлечь несчастье, поэтому Егорьев день иногда называли «тяжелым».

«А Егор Храбрый, вот он шестого мая, вот в этот-то день и выгоняют скотину на выпаса. Егор Храбрый — скотский праздник. В его не моют, не стирают. Вот так вот. Плохой он праздник, тяжёлый. Скотину вот выгоняют в его, и ни мыть, ни стирать».[370 (15). Карам Казачинско-Ленск. Ирк.].

«Не работали на Егора вешнего, не садились верьхом даже на лошадь. (…) Ихний праздник — и их вели на уздечке. [369 (15). Шерагул Тулунск. Ирк.].

«Егорий Победоносец — он шестого мая бывает, дак вот в этот день у нас здесь всегда провожали скотину с иконой со двора. Кажный год так. Провожали с иконой» [382 (15). Ермаки Казачинско-Ленск. Ирк.].

В надежде оберечь свой скот от падежа и лесного зверя, обеспечить его нормальный приплод и устойчивые удои крестьяне соблюдали множество обрядов. Выгоняя скотину со двора, ударяли ее полураспустившейся веткой.В этнолингвистическом словаре «Славянские древности» дается толкование этого обычая: «Ветки, прутья, которыми выгоняют в первый раз скотину на пастбище, имеют как апотропейную, так и продуцирующую функцию. Наиболее распространены ветки с «барашками», «шишками», «сережками» [8,с.469].

«У нас вот тётка моя, она выгоняла скота в Егорий день. И выгоняла обязательно с осиной. Осиновый у неё прутик. Она уж его выломит до Егория дня. И вот как только выгонят, ставит всегда у калитки». [377 (15). Чадобец Кежемск. Красноярск.].

Но все же исконным был обычай выгонять в первый раз на пастбище животное освященной вербой.В.К. Соколова говорит о повсеместности этого действия: «Это выполнялось повсюду, и не только у восточных, но и у южных славян, а также у многих неславянских европейских народов» [9, с.161]. Магический обряд похлопывания вербой животных – вербохлест —  сопровождался пожеланиями, чтобы корова была сытой, здоровой и всегда возвращалась туда, где находится ветка:«И сейчас мы коров выгоняем в поле, тоже коров гонишь, чтоб скотина свой дом знала, уже не прутик такой берёшь, а вербу».  [213 (6).Копунь Шелопугинск. Читинск.].

При этом хозяйки произносили заговор:

Вербочка здорова расцвела,

Так и коровушка ходить в поле здорова.

[332. Алтан Кыринск. Читинск.].

 Кака верба мягонька,

              Так и моя коровушка будь мягонька, сыта.

[202 (6).Ломы Сретенск. Читинск.].

 

По возвращении с пастбища прут ставили к иконам, втыкали под крышей стайки или оставляли около калитки, чтобы скотина не заходила в чужие дворы и знала, где дом.

«И вот первый раз выгоняшь из дому скотину, и вот этой мятёлочкой провожашь корову, вербой. И эту вербу дома ставили на божничку».[332(1). Алтан Кыринск. Читинск.].

«А старую вербу ставлю в стайку под крышу, а туё, те годушныеопеть сжигаю». [23 (11). Колесово Кабанск. Бурятии].

Сильным апотропейным средством при выгоне скота считалась соль. В этнолингвистическом словаре «Славянские древности» описывается широкое распространение обычая использовать освященнуюили обычную соль как средство защиты животных от сглаза или болезней. Ее подмешивали в корм скоту, сыпали коровам за уши, крупицу освященной соли клали в сумку пастуху, кусок каменной соли или освященную соль помещали в воротах, чтобы скотину не сглазили, закапывали под порогом и по возвращении стада скармливали животным [8, с.472]. Упоминание о том, что скотину пересыпали четверожной (т.е. освященной, приготовленной в Великий Четверг) солью, содержится в одном из устных рассказов старожиловПрибайкалья: «Мама пережигала соль в Велик Четверег, жгла. (…) Ну, кода детям чё-нибудь там или скотину вот выгоняшь на поле, пересыпашь, чтобы неурочили, не сглазили [106 (6). Усть-Вихорево Братск. Ирк.].

Вода в магических действиях и заклинаниях первого выгона скота часто символизирует молоко дойного стада[8, с.472]. В рассказах сибирских старожилов упоминается использование в обряде святой воды: «Кода первый день, выгоняешь скотину пастуху, етой посвячённой водой сбрызнешь, и етой вербой её перекрестишь, и выгоняешь пастуху»[221 (9). Едагон Тулунск. Ирк.].

В Тулунском районе Иркутской области известен локальный обычай:  в день первого выгона скота «замачивали донья», т.е. заливали дно деревянного подойника самогонкой. Этот обряд хозяйственной магии должен был способствовать хорошим надоям: «Раньше всёдоньязамачивали. Только замачивали чем? Самогонкой. (…) Донья замочим, чтоб подойник не рассыхался. (…) Вот выгоняют первый раз скот навыпаса, так и доньязамачивали». Ну, это в каждой деревне[430 (14). Шерагул Тулунск. Ирк.].

Главная роль в день первого выгона принадлежала пастуху. Угощение пастухов во многих местах становилось важным элементом в празднике по случаю первого выгона скота. Пастухов одаривали яйцами, хлебом, пирогами, блинами, салом и проч. Угощение, которым наделяли пастуха в первый день выгона скота на пастбище, называливыгонщина, или вынос, в прошлом оно имело ритуальный характер: «У восточных славян пастух (реже — хозяева) обходил скот с хлебом, солью, яйцами (у белорусов — с яичницей), свечой, топором, замком с ключом и др.» [8, с. 470]. В настоящее время мифологический смысл обряда забылся, в рассказах сибирских старожилов традиция давать пастуху выгонщину воспринимается уже не как магическое действие, призванное защитить скот, а как благодарность, выражение уважения, желание хозяйки, чтобы именно ее корова была присмотрена: «Почитали пастуха-то, доверяли стадо человеку. Выгонщину давали ему. Кто яйца, кто сметану, кто молоко, кто хлеба, кто напечёно что-нибудь. Выносили, клали сумку. Даже с пастухом шла жена, чтоб собрать выгонщину. Ведь столько дают, когда с собой не унесёшь всё».[220 (9). Трёмино Тайшетск. Ирк.].

Хлеб и яйца были непременным атрибутом обряда. В Великий Четверг стряпали «булки с крестом», которыми на Егорьев день кормили скот: «А вот в Великой Четверг,значит, стряпают в Великой Четверг буўки с крестом и тоже это вшо, и скота и вшо, это загоняют. Загоняют коровушку, тоже новой раз благошловешь выгонишь:

Ходи ты, Бог с тобою, в поле».

[140 (6). Карам Казачинско-Ленск. Ирк.].

Ритуальное использование яйца сопровождалось пожеланиями домашним животным (прежде всего коровам) быть такими же круглыми, тучными. В.К. Соколова по этому поводу пишет следующее: «В весенних животноводческих обрядах яйцу первоначально, по-видимому, приписывалась функция обеспечения плодородия скота. Позже стали считать, что яйцо поможет сохранить скот летом здоровым, будет способствовать его нагулу»[9, с.158].

Предметы из ткани (одежда, полотно, скатерть, полотенце, ленты и пр.) известны в магической практике при выгоне скота всем славянам.Этот обычай в редуцированном виде сохранился и Байкальской Сибири, но он уже не осознается как часть ритуала, скорее это способ украсить обряд, сделать его более торжественным: «Пастух брал с собой корзину большую, ставил у поскотини там. (…) Расстелют у воротах скатерть, и вот все ложут на эту скатерть. Пастух потом это всё в корзину собират, уполномоченный ему помогает. (…) Вот как почитали пастуха». [464(9). Шерагул Тулунск. Ирк.].

Одним из главных условий, которые крестьяне предъявляли пастуху при найме, было владение особым заговором, который, как верили, должен был оберечь скот от падежа и лесного зверя. Назывался этот заговор «отпуском».Пастух должен был совершить целый ряд магических действий, призванных защитить скот. Затем перед образом Николынужно было возжечь «христову свечу», горевшую на пасхальной заутрене, встать перед иконой лицом на восток и трижды читать заговор, причем каждый раз после чтения обойти вокруг стада [10]. Сейчас эти действия, восходившие к древнейшей магии весенней скотоводческой обрядности, утрачены почти полностью, однако некоторые элементы их сохранились. Например, в устном рассказежителя Тулунского района Иркутской области говорится о запрете в первый день выпаса выгонять скотину на запад, можно только на восток. Возможно, это следы древнего обряда, ныне забытого: «На запад никогда не гоняли скот первый день, всегда на восток выгоняли <…>. Даже батюшка был:

— Скот нельзя выгонять на запад в первый день. Никогда, — говорит, — скот не гоните на первый день на западную сторону, а гоняйте на восточную сторону.Или на юг, или на восток <…>». [385 (15). Трактовая Тулунск. Ирк.].

В повсеместно распространенных легендах св. Георгий не только охраняет домашний скот, но и повелевает волками. Поэтому в Прибайкальесуществовал обычай именно в Егорьев день ходить в лес пугать волков, чтобы защитить скотину от нападения зверя: «И вот в этот день у нас волков гоняли, ходили по лесу, пугали волков, там кто в ведро стучит, то трещоткой, шум-то отгонят волком. Вот это всё в Егорий день делали». [379 (15). Сухая Кабанск. Бурятии].

Как указывал Г.П. Дурасов, «обряды, связанные с обиходом домашнего скота, были широко распространены в российской деревне, но наиболее характерны для Русского Севера и Сибири»[10].В Красноярском крае, Иркутской области, Бурятии и Забайкалье скотоводческие обряды были распространены повсеместно. В настоящее время на данной территории они сохранились в редуцированном виде: некоторые магические действия (вербохлест, выгонщина) по-прежнему совершаются, но их мифологический смысл носителями традиций не вполне осознается.

Обряд первого выгона скота в Байкальской Сибири имеет некоторые региональные особенности выполнения ритуальных действий. Например, запрет гнать скот на запад в день первого выгона не отмечен как часть скотоводческого обряда на других территориях проживания восточных славян.Локальной традицией можно признать обычай «замачивать донья», т.е. заливать дно деревянного подойника самогоном с целью увеличения надоев (Тулунский район Иркутской области).

Этнологический аспект.На территории Байкальской Сибири обряд первого выгона скота зафиксирован среди русских.

В.К. Соколова отмечает повсеместное распространение обряда среди славянских народов, и не только: «Основные элементы скотоводческого комплекса — ритуальное кормление скота, обходы его, удар вербой, одаривание пастухов, обходы пастухами стада и часто последующая трапеза-пирушка в поле. Элементы эти одинаковы не только у всех восточнославянских народов, но и у западных славян, а также у многих неславянских европейских народов. Однако сохранились они к XIX в. у русских, украинцев и белорусов не в одинаковой степени и по-разному развивались, включая и некоторые другие обряды, разные по происхождению» [9, с.180]

Исторический аспект.В.К. Соколова, говоря об истории возникновения обряда первого выпаса скота и его связи с днем Св. Георгия, отмечает следующее: «…Образ Георгия в народной интерпретации приобрел отчетливо выраженные пастушеские черты, и это обусловило отбор обрядов преимущественно скотоводческих. Из восточнославянских народов эта специфика праздника наиболее ярко была выражена у русских, особенно в северных областях и Сибири, где земледельческие компоненты в егорьевской обрядности незначительны» [9, 182]. Широкое распространение обряда первого выгона скота на Русском Севере и в Сибири отмечает и Г.П.Дурасов [10].Очевидно, что появление этой традиции в Сибири связано с переселением русских за Урал. Как известно, первые русские землепроходцы, заселявшие в XVII-XVIIIвв. Восточную Сибирь, преимущественно были выходцами из северных областей европейской части России.

Атрибуты: ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье; яйца, в том числе освященные пасхальные; «четверожная» (пережженная в Великий четверг) соль; кулич (каравай) с крестом, испеченный в Великий четверг; скатерть, на которую складывают выгонщину.

Места бытования

Байкальская Сибирь – территория проживания русских старожилов, на которой в 1981-2017 гг. зафиксированы устные рассказы об обряде первого выгона скота:

  • Иркутская область (Казачинско-Ленский, Тулунский, Жигаловский, Нижнеудинский, Братский, Тайшетский районы);
  • Бурятия (Кабанский район);
  • Красноярский край (Кежемский район);
  • Забайкальский край (Кыринский, Шелопугинский районы).

История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)

С 1981 года по настоящее время полевые исследования, оцифровка данных, научная обработка источников ведется доктором филологических наук Галиной Витальевной Медведевой. С момента открытия Государственного бюджетного учреждения культуры Иркутской области «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» в 2012 году и по настоящее время оцифровку данных, исследовательскую работу ведут и сотрудники данного учреждения под руководством директора Г.В. Медведевой. Периодичность фольклорно-этнографических экспедиций – несколько раз в год.

Носители

  1. Гордеева Евдокия Романовна (1938 г.р.), с. Копунь Шелопугинского района Читинской области (т.6, 213)
  2. Давыдова Мария Ивановна (1937 г.р.), пос. Акульшет Тайшетского района Иркутской области (т.1, 269)
  3. Дроздова Варвара Амосовна (1926 г.р.), с. Байдоново Жигаловского района Иркутской области (т. 15, 372).
  4. Зуева Дора Петровна (1930 г.р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области (т.13, 45)
  5. Зуева Евдокия Яковлевна (1928 г.р, с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области (т.15, 374)
  6. Карпылёва Пелагея Владимировна (1920 г.р.), с. Вознесенск Тулунского района Иркутской области (т.9, 222)
  7. Лемешенко Клавдия Михайловна (1923 г.р.), (т.9, 464; т.14, 430)
  8. Мутовина Евдокия Ивановна (1909 г.р.), с. Трёмино Тайшетского района Иркутской области (т.9, 220)
  9. Пешкова Октябрина Ивановна (1930 г.р.), д. Кочень Жигаловского района Иркутской области (т.15, 378)
  10. Погодаева Дора Николаевна (1940 г.р.), с. Усть-Вихорево Братского района Иркутской области (т.6, 106)
  11. Саженова Клара Романовна (1939 г.р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области (т. 15, 370)
  12. Сасова Надежда Михайловна (1936 г.р.), с. Унгудул Нижнеудинского района Иркутской области (т.9, 223)
  13. Сафонова Зоя Егоровна (1932 г.р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области (т.6, 140)
  14. Сафонова Ульяна Ивановна (1927 г.р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области (т.15, 400).
  15. Симукова Клавдия Ефимовна (1911 г.р.), с. Едагон Тулунского района Иркутской области (т.9, 221)
  16. Страшникова Александра Петровна, (1928 г.р.), д. Чадобец Кежемского района Красноярского края (т.15, 377)
  17. Стукова Таисия Игнатьевна (1915 г. р.), с. Алтан Кыринского района Читинской области (т.1, 332)
  18. Суханова Галина Георгиевна (1937 г.р.), д. Будагово Тулунского района Иркутской области (т.6, 206)
  19. Чиркова Аграфена Ивановна (1922 г.р.), д. Сухая Кабанского района республики Бурятия (т.15, 379)
  20. Шендрёнкова Софья Михайловна (1924 г.р.), д. Трактовая Тулунского района Иркутской области (т.15, 385)

 Современное состояние объекта

Ученые-фольклористы отмечают, что обряды, связанные со скотоводством, в частности обряд первого выгона скота, уходят из жизни крестьянина, утрачиваются.Г. П. Дурасов по этому поводу пишет: «В наше время во многих местностях Архангельской области обряды эти почти бесследно исчезли, и немногие из местных жителей помнят лишь отдельные заговоры и обрядовые действия»[10].Поголовье скота сократилось, крестьянские семьи зачастую обходятся без пастуха. В тех случаях, когда пастух все же требуется, его нанимают сообща, а от наемного работника уже не требуют знания отпуска, т.е. особого пастушеского заговора, который, как верили, должен был оберечь скот от падежа и лесного зверя:«Выгонщину у нас давали пастуху на Егорьев день, сало дашь, хлеб. Подашь ему, он в сумку сложит, спасибо скажет, да и всё». [222 (9). Вознесенск Тулунск. Ирк.].

«В Егорьевский деньскотвыгоняли пастися. Но кто чё хочет, как гостинцы давали. А счас-то у нас пасти нанимают, двести рублей в день за корову. По очереди. Сейчас они по очереди пасут».[401 (15). Большая Речка Кабанск. Бурятии].Но все же нет оснований говорить о полной утрате обряда: сохранился обычай выгонять скотину впервые после зимы освященной веткой вербы,пастуху по традиции приносят выгонщину. Но в наши дни эти действия подчас не осознаются в полной мере как магические: в восприятии сельских жителей выгонщина – это форма благодарности пастуху за его работу, вербохлест – оберег скотины.

Способы и формы передачи традиции

  • Передача естественным путем внутри населенного пункта, от старших к младшим внутри одной семьи и т.д.
  • Фиксация объекта в Реестре объектов нематериального культурного наследия Иркутской области, размещенном на сайте ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии».
  • Фиксация в виде устных рассказов старожилов в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири».
  • Профессор Г.В. Медведева с 80-х гг. XX века по настоящее время использует сведения об обряде в занятиях со студентами Иркутского государственного университета.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры

Сотрудники ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» включают информацию об обряде в тематические занятия, мини-лекции, интерактивные беседы со школьниками, гимназистами, лицеистами Иркутска.

Источники информации:

Литература 

  1. Афанасьева-Медведева Г. В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири / научн. ред.Л.Л. Касаткин, С.А.Мызников. – Иркутск. — Т. 1-15.
  2. Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края / Бардина П.Е. – Томск, 1995. — 224 с.
  3. Егорий Вешний /Коринфский А.А. Народная Русь.- Смоленск: Русич, 1995. С.233-242.
  4. Егорьев день/ Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря.- СПб.: Искусство СПБ, 2001.СС.151-160
  5. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М.: Наука, 1991. 511 с.
  6. Макаренко А.В. Сибирский народный календарь. — Новосибирск, 1993.- 167 с.
  7. Моргунова О.В., Кривощапова Ю.А., Осипова К.В. Русский народный календарь. Этнолингвистический словарь /Науч. ред. Е.Л. Березович. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2018. – 544 с. – (Настольные словари русского языка).
  8. Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 ТТ. / Под ред. акад. Н.И.Толстого. — М.: Международные отношения, 1995.- Т.1 (А-Г).
  9. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX- начало XX вв. – М.: Наука, 1979. — С. 155-184
  10. Дурасов Г. П. Обряды, связанные с домашним скотоводством, на Каргополье в конце XIX – начале XX в. //https://www.perunica.ru/etnos/1637-g-p-durasov-obryady-svyazannye-s-domashnim.html,дата обращения 03.07.2018
  11. Егорьев день – первый выгон скота. Сайт города Руза, Рузский район http://ruzacity.ru/istoriya/egorev-den-pervyy-vygon-skota#ixzz5KJhBgaPFдата обращения 3.07.2018

Фонды. Оцифрованные записи аудиоматериалов с устными рассказами об обряде первого выгона скота и связанных с ним магических действиях хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии», адрес: Иркутск, ул. Халтурина, д. 2.

 

Ключевые слова.Первый выгон скота,Егорьев день, Егор Вешний, скотоводческий обряд, пастух, отпуск,вербохлест, выгонщина, вынос, заговор,хозяйственная магия.

Авторы/Составители

Исследователь, хранитель, эксперт, ответственное лицо — Медведева Галина Витальевна (Галина Витальевна Афанасьева-Медведева), место работы — ГБУК ИО Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии; адрес: Иркутск, ул. Халтурина, 2.

Авторы-составители описания ОНН: зав. отделом освоения, сохранения и распространения культурных ценностей М.Р. Соловьева, аналитик М.А. Матюшина, специалист по фольклору И.Г. Никулина.

Тексты 01. «Обряд «первый выгон скота» в рассказах русских старожилов Байкальской Сибири». Автор фиксации: директор ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» Медведева Галина Витальевна. 1980-2020 гг. Место фиксации: Иркутская область, Забайкальский край, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия. Место хранения: ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» по адресу: Иркутск, ул. Халтурина, 2. Публикация: Афанасьева-Медведева Г. В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири.

Сведения, сопровождающие фотоматериалы:

Фото 01. Галина Александровна Шеметова (1932 г. р.). Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1996 г., д. Обхóй Качугского района Иркутской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 02. Степан Иннокентьевич Большедворский (1925 г.р.), Григорий Митрофанович Житов (1928 г.р.). Автор фиксации: неизвестен, 1956 г., д. Ихинигуй на реке Куленга(левый приток реки Лена) . Место хранения материалов: семейный архив А.И. Житова.

Фото 03. Село Архангельское Красночикойского района Читинской области.  Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1985 г., с. Архангельское Красночикойского района Читинской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 04. Остожье — изгородь из жердей вокруг укладки сена / соломы. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1987 г., с. Хор-Тагна Заларинского района Иркутской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 05. Село Оймур Кабанского района Иркутской области. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1984 г., с. Оймур Кабанского района Иркутской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 06. Выдолбленный из цельного дерева подойник. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1998 г., п. Кежма Кежемского района Красноярского края. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 07. Поскотина /выпуск – огороженный выгон, пастбище. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1996 г., с. Знаменка Жигаловского района Иркутской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 08. Тункинская долина Республики Бурятия. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1988 г., Тункинская долина Республики Бурятия. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 09. Поветь, скотный двор. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1984 г., с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 10. Река Чадобец (правый приток реки Ангары). Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1983 г., с. Яркино Кежемского района Красноярского края. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *