Былички о домовом русских старожилов Байкальской Сибири

Былички о домовом русских старожилов, населяющих территорию Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края, зафиксированы в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой и хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии».  Выявлено 58 быличек о домовом.

Домовой в народных поверьях — мифический персонаж, дух домашнего пространства, покровитель дома, объектом воздействия которого является само жилище и его обитатели.

 Представления о пространстве, в котором домовой является хозяином, варьируют:

а) домовой один в доме и во дворе: «У нас бык, Ганькой звали, наш бык белый всегда был сухой, а етот всё время в поту. Как утром придёшь ловить, он весь мокрый, пупырки-то аж на шерсте. Ну, вот это говорили: «Хозяин гонят». Его, не любила его, грит, домовой-то вот, дворной, хозяин-то». (216 (13). Записано в 1983 г. Афанасьевой-Медведевой Г.В. от Зои Леонтьевны Зарубиной (1915 г.р.), проживающей в д. Зактуй Тункинского района Бурятии (ФА ИГПУ).

 б) домовые разные, один – в доме, второй – во дворе: «Домовой он разный, в дому он домашний домовой, а на дворе он скотский домовой. Это наша баушка так говорила, это, говорит, домашний домовой». (412 (14) 1981 г., М.М. Коваленко (1918 г.р.), с. Яркино Кежемского района Красноярского края (ЛА).

 в) в доме домовой, во дворе – дворовой: «Надо проситься у домового. Если вот, например, купил ты скотину, заводишь ты её во двор — надо проситься у дворового, у хозяина: Хозяин дворовой, Прими мою коровушку». (224 (15). 1986 г. М.М. Пугачёвой (1914 г.р.), д. Афанасьева Тулунского района ИО (ЛА).

 г) хозяин зимовья, стоящего в лесу: «Один рассказывал. Пошёл, говорит, на охоту. Пришёл в зимовьё ночевать. Лёг, говорит, и полежал. Дверь настежь распахнулася! Он, говорит, встал, свет зажёг: дверь закрыта. (…) Говорили же, хозяин зимовья. Говорят, что надо проситься». (463 (4). 2006 г. А.Н. Носова (1936 г. р.), с. Кактолга Сретенского района Читинской области (ЛА).

 В народных повествованиях крайне редко встречаются указания на принадлежность домового к нечистой силе. Домовой может являться в разных образах. Так, в одном из рассказов «чужой» домовой, обитающий в новом доме, является в образе кота: «Лежу, говорит, смотрю, за иконой сидит кот чёрный-чёрный. Глаза прямо как две свечи горят». (606 (4).1997 г. С.М. Шендрёнкова (1925 г. р.), с. Трактовое Тулунского района ИО (ЛА). Иногда он представляется мифическим животным, имеющим какие-то антропоморфные признаки: «И вот ребятишки убили домовёнка. Ну, где-то под сундуком (…). Ну, как, ну, такая, как крыса же. И повесили на повети. Говорит, дескать, раз в доме нету, надо хоть его туда, на поветь, чтоб он скот охранял, хоть мёртвый висел, домовёнок-то <…>. Такой хвостик длинный у него, голова, как у старичка, такая. И он висел там». (248. 1987 г. Ф.П. Романова (1918 г.р.), д. Бакланиха Туруханского района Красноярского края (ЛА). «Так чё-то взглянула: лежит чёрно-чёрно, сверкучее, зверёчек такой, прямо руки вот такие. Руки как человечески. Такие вот пальцы». (394 (13). 1989 г., В.И.Иванова (1933 г.р.), д. Усть-Киренга Киренского района ИО (ЛА). Но чаще всего в нарративах домовой представлен в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как старичок маленького роста: «Смотрю: а из кухни выходит вот такой человечек в красных сапожках, брючки, куртка, всё, шляпочка. Я теперь смотрю: что за человечек?» (547. 1982 г. И.Е. Потапов (1928 г. р.), с. Нижнемартыново Казачинско-Ленского района ИО (ЛА). «А мать смотрит, а ночь видная-видная. А сарайчик против окошек стоял. Стоит жеребёнок этот, и хозяин стоит его. Вроде вот как отец наш. Стоит, говорит, косы заплетает ему в гриве, этому жеребчику». (606 (4). 1997 г. С.М. Шендрёнкова (1925 г. р.), с. Трактовое Тулунского района ИО (ЛА).

Как указывает Э.В. Померанцева, «количество сюжетов о домовом очень ограниченно; все они порождены верованием, т.е. представлением о функциях домового, которые также довольно однотипны. Таким образом, тематические циклы рассказов о домовом можно свести к следующим: 1) домовой вступает в общение с домочадцами, показывается им, предсказывает добро или зло; 2) любит или не любит скотину; 3) переходит или не переходит в новый дом; 4) общается с другими духами». (7, с. 106) Следует отметить, что нарративов, в которых домовой общается с другими духами, нами отмечено не было, но 1-3 тематические циклы представлены широко.

Считается, что домовой покровительствует дому. Он следит за скотиной, ухаживает за ней, блюдет традиции гостеприимства и уважения к очагу, предупреждает жильцов о несчастье или удаче — всем этим в ка­кой-то мере определяет благополучие подопечного семейст­ва. В быличках он выступает как ревнитель традиционных крестьянских ценностей: не любит беспорядка и лени, заботится о скотине, переживает за членов семьи, стремится предупредить их о грядущих событиях. Былички, в которых домовой напоминает о себе какими-либо действиями, распространены повсеместно. Иногда он стучит, издает какие-то звуки, но чаще – «давит» спящего человека. Обычно такие «встречи» – предвестье будущего, поэтому важно спросить: к худу или к добру?

 «Быват, что домовой давит человека, вещанье, чё‑то вещует. Это у нас мама-покойница ешшо живая была, тятя был в лесосеке. Она легла спать, и вот девка легла около меня голая-голая, холодная, и давай меня давить. Не то что я во сне, в яви. Я в вид вижу, что лежит. Тогда я говорю:

— К худу или к добру?

Она:

— К худу.

(…) У нас мальчик помер и бабушка померла. Это уже вещует, ага». 70 (7). Записано в 1997 г. Афанасьевой-Медведевой Г.В. от Софьи Михайловны Шендрёнковой (1924 г. р.), проживающей в с. Трактовое Тулунского района Иркутской области (ЛА).

Домовой может нака­зать человека, который не соблюдает традиционные нравст­венно-этические нормы. Считалось, к примеру, что при вхо­де в жилой дом необходимо было хотя бы про себя произ­нести слова: «Дедушка-буседушка, пусти меня переноче­вать!» Сюжеты, в которых отражается представление о необходимости спросить разрешения у домового на ночлег или при покупке скота, встречаются повсеместно: «Домой, когда переезжали в новый дом, вше просятся. Вот скотину не попросишься, заведёшь, и она мокнет, он мучает её, буседушка. Обязательно просто вот так стукашь:

Дедушкабуседушка,

Прими на беседушку.

Пой, корми и весели». 611 (4). Записано в 1998 г. Афанасьевой-Медведевой Г.В. от Марии Кирилловны Антипиной (1930 г. р.), проживающей в с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области.

 Нарушение этого правила может повлечь за собой тяжелые последствия: «И вот Костя Петрович, вот правда, вот он ничему не верил:

— А-а-а, это всё…

И из старого дома переехал в этот в новый. И знаете, и обои с женой спать не могли. Вот их пугает и всё пугает. И потом вот не знаю чё. И чё-то с женой получилося, она умом помешалася. И так и умерла». 455 (4). Записано в 1999 г. Афанасьевой-Медведевой Г.В. Феклы Григорьевны Лухиной (1924 г. р.), проживающей в с. Верхние Ключи Нерчинского района Читинской области (ЛА).

Встречаются сюжеты, когда домовой невзлюбил кого-то из членов семьи или какую-то скотину и выживает их из дому. Но все же чаще в быличках домовой описан вполне человечным и понятным. Э.В. Померанцева пишет: «В совокупности же, при несовпадении отдельных эпизодов и портрета, создается единый, близкий крестьянину в его хозяйственных заботах образ покровителя его скота, рачителя о его благополучии, почти человека, совсем не «нечисти». Недаром домовой сплошь и рядом не боится креста, освященной еды, божьего имени и т.д.» (7, с. 108). Подобное двоеверие зафиксировано во многих текстах. Когда «переносят» домового в новое жилье, кроме традиционных слов, обращенных к нему, читают еще и молитву. На Страстной неделе, в Великий Четверг, совершают обряд – стряпают булочки «с крестиком», которыми угощают домового: «У нас мама-покойница (помянуть её не к ночи, ку дню), она на Велик Четверег стряпала булочки с крестиком, потом их клали во хлев, в подполье, в амбар, и речку провожать булочкой. Я и счас делаю. (…)Я в Велик Четверег утром испеку, эти булочки настряпаю, и днём до обеда в подполье, в амбар положу, во хлев положу хозяину». 107 (6). Записано в 1987 г. Афанасьевой-Медведевой Г.В. от Ульяны Ивановны Сафоновой (1927 г.р.), проживающей в с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области (ЛА).

Таким образом, домовой в представлении сибирских старожилов настолько человечен, что с ним можно подружиться; не только заручиться его благосклонностью, но и общаться с ним, как с близким человеком. Он может капризничать, озоровать (утащить юбку, спрятать у хозяйки ковшик), но при этом быть привязанным не столько к дому, сколько к людям, живущим в нем: «У нас вот отца забрать, мама слышала, дед плакал, домовой. Как маленький ребёнок, говорит, плачет. Мы-то чё, спали, не слыхали, а она-то слышала. И потом у нас убили отца на войне. Тоже, извешшению, говорит, прийти, так она его слышит сразу: плачет опять». 370 (13). Записано в 2000 г. Афанасьевой-Медведевой Г.В. от Александры Васильевны Тарасовой (1924 г.р.), проживающей в с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области (ЛА). Это побуждает заботиться о нем: напоминать новоселам вернуться в старый дом за дедкой, потому что тот плачет, спасти его от жаркого солнца, перенести в тень и т.д. «Он и сейчас есть, дедка-соседка. В кажном доме есть. Он не покажется вам! Не-е-е! Он чё наделат, дак ничё! Чё сделат или утащит чё. А потом невдолги принесёт, положит <…>. Да он как хозяин…» 371 (13). Записано в 1983 г. Афанасьевой-Медведевой Г.В. от Фёклы Ивановны Рыковой (1912 г.р.), проживающей в с. Косая Степь Ольхонского района Иркутской области (ЛА).

Исключительность быличек о домовых в Байкальской Сибири состоит в их уникальных сюжетах, не значащихся в «Указателе сюжетов русских быличек и бывальщин о мифологических персонажах» С. Айвазян-О. Якимовой (7, с.173-176) и в «Указателе сюжетов сибирских быличек и бывальщин» В.П. Зиновьева (3, с. 62-76), а также в разнообразии форм проявления функций домового. Целый ряд нарративов содержит упоминание об обряде, заимствованном у коренного сибирского населения (бурят и эвенков) – это обычай брызгать, т.е. совершать жертвоприношение духам – хозяевам мест: «Вот когда идёшь в лес, чай варишь, обязательно надо брызнуть на огонь — хозяина угостить надо. А если это не сделаешь, он обидится. Куда бы ты ни пошёл, где бы ты чай ни варил — везде брызнуть надо.

Ну, вот в печку… Вот, например, садишься, в нову избу переезжаешь когда, обязательно угощаешь. В печку, огонь. Водкой можно. Хоть чё есть вот на столе, суп ли чё ли, всё равно. Если водки нету, кусочек бросаешь с солью». 471 (4). Записано в 1981 г. Афанасьевой-Медведевой Г.В. от Евдокии Романовны Клюевой (1929 г. р.), проживающей в с. Урульга Карымского района Читинской области (ЛА).

В данном случае налицо совмещение древних традиций восточных славян и ритуальных действий, характерных для сибирских народов. В ряде повествований понятие «хозяин» перестает соотноситься только с домом или подворьем, воплощается представление о необходимости просить разрешение на ночлег у духа — хозяина места (около костра в лесу, на сеновале и т.д.).

Этнологический аспект. Этнос – русские (старожилы Байкальской Сибири).

Исторический аспект. «В основу быличек легли древние наивные представления людей о том, что рядом с ними живут и оказывают определенное влияние на их деятельность таинственные существа, «хозяева» различных мест: домовые, водяные, лешие, банники и т.п.

У славян в их мифах сохранились некоторые представления о Дажбоге — боге солнца, Перуне — боге природы, Велесе — покровителе скота и земледелия. Были божества и низших рангов, с которыми связывались представ­ления о явлениях в быту (домовой, банник, овинник), в лесу (леший), в воде (водяной, русалки).

Естественно, что непонятное, неразрешимое на основе еще недостаточного опыта объяснялось как действие кого-нибудь из подобных божеств. Эти божества могли помогать, могли и мешать людям. Но они не могли быть только добрыми или только злыми. Люди, со временем закрепившие за своими мифическими божками особые функции, стали связывать с тем или другим из них определенные жизненные ситуации, удачи или неудачи. Постепенно складывалась целая система различных по значению и свойствам образов. А рассказы, в основу которых были положены верования о сверхъестест­венных существах, представляли собою тот материал, кото­рый сегодня мы именуем быличками». (2, с. 284-285).

В монографии Э.В. Померанцевой «Мифологические персонажи в русском фольклоре» отмечается, что «первые исследователи представлений русских о домашних духах, с одной стороны, рассматривали их как одну из ипостасей чёрта, нечистой силы, а с другой – устанавливали их тесную связь с домом и хозяйством. […]  Рассказы о нем [домовом] длительное время не вызывали сомнений в силу представлений, что он обязательный, близкий участник жизни крестьянина, покровитель его хозяйства, защитник его дома. Поэтому неудивительно, что из числа образов низшей мифологии, представителей потустороннего мира, именно образ домового оказался наиболее стабилен и живуч». (7, с. 93)

 Места бытования

Байкальская Сибирь – территория проживания русских старожилов, на которой в 1981-2017 гг. зафиксированы былички о домовых:

— Иркутская область (Казачинско-Ленский р-н, Качугский р-н, Тулунский р-н, Усть-Илимский р-н, Киренский р-н, Эхирит-Булагатский р-н, Жигаловский р-н, Братский р-н, Нижнеудинский р-н);

— Красноярский край (Туруханский р-н, Мотыгинский р-н,  Богучанский р-н, Кежемский р-н);

— Республика Бурятия (Тункинский р-н, Баргузинский р-н, Кабанский р-н);

— Забайкальский край (Сретенский р-н, Шилкинский р-н, Нерчинский р-н, Карымский р-н, Шелопугинский р-н).

История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)

С 1981 года по настоящее время полевые исследования, оцифровка данных, научная обработка источников ведется доктором филологических наук Галиной Витальевной Медведевой. С момента открытия Государственного бюджетного учреждения культуры Иркутской области «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» в 2012 году и по настоящее время оцифровку данных, исследовательскую работу ведут и сотрудники данного учреждения под руководством директора Г.В. Медведевой. Периодичность фольклорно-этнографических экспедиций – несколько раз в год.

Первая публикация текстов быличек Г.В. Медведевой в книге: Медведева Г.В. Рождественская ночь. Сборник: составление, предисловие, очерки, подготовка текстов и комментарии автора / Г.В. Медведева // Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1994. — 26,25 п. л.

Носители

  1. Антипина Надежда Борисовна (1931 г. р.), пос. Казачинское Казачинско-Ленского района Иркутской области [см. в разделе «Тексты» № 7 (т. 12, № 561); т. 9, № 35; т. 17, № 342].
  2. Астафьева Анна Александровна (1924 г. р.), с. Кактолга Сретенского района Читинской области[см. т. 4, № 467].
  3. Астафьева Наталья Ивановна (1919 г. р.), с. Кактолга Сретенского района Читинской области [см. т. 7, № 393].
  4. Башарова Александра Ивановна (1929 г.р.), с. Адамово Баргузинского района Бурятии[см. в разделе «Тексты» № 13 (т. 14, № 415); т. 5, № 16].
  5. Бобкова Александра Алексеевна (1930 г. р.), д. ЕловкаТункинского района Бурятии [см. т. 4, № 335; т. 14, № 411].
  6. Бочкарникова Анна Яковлевна (1914г.р.), с. Фирсово Сретенского района Читинской области [см. т. 2, № 83].
  7. Бреверова Валентина Александровна (1929 г.р.), пос. Первомайский Мотыгинского района Красноярского края [см. т. 5, № 18].
  8. Бутина Елена Алексеевна (1932 г.р.), с. Дая Шелопугинского района Читинской области[см. т. 11, № 59].
  9. Веселова Мария Васильевна (1925 г.р.), с. Калтук Братского района Иркутской области [см. т. 16, № 260].
  10. Головина МарияАртемьевна (1927 г.р.), с. Солонцы Нижнеудинского района Иркутской области [см. т. 18, № 76].
  11. Добровольская Вера Тимофеевна (1932 г.р.), с. Ахалúк Тункинского района Республики Бурятия[см. в разделе «Тексты» № 14 (т. 17, № 126)].
  12. Добышева Альбина Ивановна (1935 г.р.), пос. Пинчуга Богучанского района Красноярского края [см. т. 12, № 556; т. 18, № 601].
  13. Заболоцкая Анна Афанасьевна (1914 г.р.), с. Тугутуй Эхирит-Булагатского района Иркутской области[см. в разделе «Тексты» № 8 (т. 13, № 221)].
  14. Зарубина Зоя Леонтьевна (1915 г.р.), д. Зактуй Тункинского района Бурятии [см. т. 11, № 466; т. 13, № 216].
  15. Зуева Евдокия Яковлевна (1928 г.р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области [см. т. 5, № 21].
  16. Иванова Валентина Ивановна (1933 г.р.), д. Усть-Киренга Киренского района Иркутской области[см. в разделе «Тексты» № 11 (т. 13, № 393); т. 13, № 394].
  17. Карнаухова Таисия Васильевна (1923 г.р.), с. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области [см. т. 18, № 600].
  18. Клюева Евдокия Романовна (1929 г. р.), с. Урульга Карымского района Читинской области[см. в разделе «Тексты» № 4 (т. 4, № 471)].
  19. Коваленко Мария Меркурьевна (1918 г.р.), с. Яркино Кежемского района Красноярского края [см. т. 14, № 412].
  20. Кулакова Галина Александровна (1944 г.р.), с. Яркино Кежемского района Красноярского края [см. т. 17, № 382].
  21. Логинова Александра Александровна (1927 г.р.), пос. Пинчуга Богучанского района Красноярского края [см. т. 12, № 559].
  22. Лоншакова Мария Ивановна (1918г.р.), с. Богомягково Шилкинского района Читинской области [см. т. 2, № 90].
  23. Лухина Фекла Григорьевна (1924 г. р.), с. Верхние Ключи Нерчинского района Читинской области [см. т. 4, № 455].
  24. Марченко Мария Филипповна (1921 г.р.), пос. Невон Усть-Илимского района Иркутской области [см. в разделе «Тексты» № 15 (т. 9, № 304)].
  25. Мясникова Ефросинья Георгиевна (1909г.р.), с. Фирсово Сретенского района Читинской области[см. в разделе «Тексты» № 2 (т. 2, № 216)].
  26. Налунина Павлина Семёновна (1914 г.р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области [см. т. 13, № 225].
  27. Наумова Галина Константиновна (1936 г.р.), с. Чекан Жигаловского района Иркутской области [см. т. 13, № 381].
  28. Носова Анастасия Николаевна (1936 г. р.), с. Кактолга Сретенского района Читинской области[см. в разделе «Тексты» № 3 (т. 4, № 463)].
  29. Панова Арина Андреевна (1918 г.р.), пос. Кежма Кежемского района Красноярского края [см. т. 17, № 471].
  30. Петрова Анна Дмитриевна (1928 г.р.), д. Шеметово Качугского района Иркутской области [см. т. 12, № 557; т. 1, № 550].
  31. Потапов Иван Ермович (1928 г. р.), с. Нижнемартыново Казачинско-Ленского района Иркутской области[см. в разделе «Тексты» № 1 (т. 1, № 547)].
  32. Романова Федосия Петровна (1918 г.р.), д. Бакланиха Туруханского района Красноярского края [см. в разделе «Тексты» № 6 (т. 10, № 574); т. 1, № 248].
  33. Рудых Мария Клевонитовна (1926 г.р.), с. Чекан Жигаловского района Иркутской области [см. т. 13, № 395].
  34. Сафонова Анна Иннокентьевна (1922 г.р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области [см. т. 14, № 405].
  35. Сафонова Ефимия Алексеевна (1927 г.р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области [см. т. 13, № 397].
  36. Сафонова Октябрина Иннокентьевна (1936 г.р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области [см. т. 13, № 383].
  37. Сверчинская Марфа Ивановна (1920 г.р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области[см. в разделе «Тексты» № 10 (т. 13, № 376)].
  38. Соседова Прасковья Григорьевна (1925 г.р.), с. Манзя Богучанского района Красноярского края [см. т. 13, № 386].
  39. Тарасова Александра Васильевна (1924 г.р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области [см. т. 13, № 370].
  40. Тетерина Мария Сергеевна (1931 г.р.), с. Ермаки Казачинско-Ленского района Иркутской области[см. в разделе «Тексты» № 12 (т. 14, № 406)].
  41. Титовец Федора Васильевна (1919 г. р.), с. Харгажин Тулунского района Иркутской области [см. т. 7, № 283].
  42. Тугарина Галина Ильинична (1937 г.р.), с. Дубинино Кабанского района Бурятии [см. т. 14, № 407].
  43. Ульхова Татьяна Иосифовна (1902 г. р.), с. Усть-Наринзор Сретенского района Читинской области [см. в разделе «Тексты» № 5 (т. 4, № 610)].
  44. Усольцева Анна Алексеевна (1925 г.р.), с. Паново Кежемского района Красноярского края[см. в разделе «Тексты» № 9 (т. 13, № 226)].
  45. Черемных Капитолина Ефремовна (1934 г.р.), с. Ермаки Казачинско-Ленского района Иркутской области [см. т. 14, № 410].
  46. Чечугин Тарас Иванович (1924 г.р.), д. Орлово Киренского района Иркутской области [см. т. 9, № 415].
  47. Шемилина Евгения Фёдоровна (1934 г.р.), с. Адом Сретенского района Читинской области [см. т. 17, № 93].
  48. Шендрёнкова Софья Михайловна (1924 г. р.), с. Трактовое Тулунского района Иркутской области [см. т. 4, № 606; т. 7, № 70; т. 7, № 284; т. 12, № 560].

Современное состояние объекта

Многие исследователи отмечали угасание жанра былички, в частности В.П. Зиновьев пишет о факте «разложе­ния былички или перехода ее в качественно иной жанровый материал» (2, с.339). Вместе с тем следует отметить удивительную живучесть образа домового, который продолжает существовать и за пределами этого жанра. Нарративы содержат описания многочисленных обрядов, связанных с домовым: «кормление» домового в дни религиозных праздников — в день Преподобного Ефима Сирина (10 февраля по н.с.) и в Великий Четверг; обычай оставлять в огороде невыкопанным куст картофеля для домового; обряд «входин» для новорожденного (обряд внесения младенца в дом); переезд в новый дом вместе с прежним домовым; введение нового скота во двор и проч. Кроме того, существуют обереги, призванные защитить от домового в случае его плохого отношения к жильцам дома: положить ножницы под подушку, если домовой ночью спутывает волосы, поставить в угол около печки прутик или голик, чтобы домовой не обижал, и т.д. Популярность рассказов и обрядовых действий, связанных с домовым, свидетельствует о жизнеспособности традиции, несмотря на трансформацию жанра былички.

 

Способы и формы передачи традиции

  • Передача естественным путем внутри населенного пункта, от старших к младшим внутри одной семьи и т.д.
  • Фиксация объекта в Реестре объектов нематериального культурного наследия Иркутской области, размещенном на сайте ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии».
  • Фиксация в виде устных рассказов старожилов в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири».
  • Профессор Г.В. Медведева с 80-х гг. XX века по настоящее время использует сведения о быличках на лекциях в Иркутском государственном университете.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры

Сотрудники ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» включают информацию о быличках в тематические занятия, мини-лекции, интерактивные беседы со школьниками, гимназистами, лицеистами Иркутска.

Источники информации:

Литература 

  1. Афанасьева-Медведева Г. В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири.
  2. Былички и бывальщины // Русские сказки Забайкалья: Сборник / Подготовка текстов, статья и коммент. В.П. Зиновьева. – 2-е изд. доп. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. — с. 355 – 406.
  3. Зиновьев В.П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин // Локальные особенности русского фольклора Сибири. Исследования и публикации. – Новосибирск, 1985. С. 62-76.
  4. Лоншаков Ф.И. Былички и бывальщины // Рождественская ночь: Сборник / Сост., предисл., очерки, подгот. текстов и коммент. Г.В. Афанасьевой-Медведевой. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. — с. 347 – 356.
  5. Медведева Г.В. Рождественская ночь. Сборник: составление, предисловие, очерки, подготовка текстов и комментарии автора / Г.В. Медведева // Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1994. — 26,25 п. л.
  6. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В.П. Зиновьев; Отв. ред. Р. П. Матвеева. – Новосибирск: Издательство Наука Сибирское отделение, 1987.
  7. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М.: Издательство «Наука», 1975.
  8. Соловьева М.Р. Чистый четверг в восприятии русских старожилов Восточной Сибири (на основе устных народных рассказов) // «Современный музей и культурное наследие». Посвящается 355-летию Иркутска»: материалы научной конференции «Сукачевские чтения – 2016». Вып. 14. – Иркутск, 2017. — с. 72 – 75.
  9. Томшина Н.С. Былички и бывальщины // Рождественская ночь: Сборник / Сост., предисл., очерки, подгот. текстов и коммент. Г.В. Афанасьевой-Медведевой. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. — с. 230 – 246.

      Фонды. Оцифрованные записи аудиоматериалов с быличками о домовом, научные публикации о персонажах низшей мифологии хранятся в фондах ГБУК ИО Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии, адрес: Иркутск, ул. Халтурина, д. 2.

       Ключевые слова: былички, локальная традиция, «низшая» демонология, функции домового, домовёнок, хозяин, дедушка-суседушка, буседка, дедушка-буседушка, Господин Хозяин, бухредка, дедушка-бухредка, соседушка-бухредушка, дедка-соседка, дедушка, дедушка-батюшка, дедушка-хозяин, домовик, бабка-буседка, бабка-суседка.

Авторы/Составители

Исследователь, хранитель, эксперт, ответственное лицо — Медведева Галина Витальевна (Галина Витальевна Афанасьева-Медведева), место работы — ГБУК ИО Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии; адрес: Иркутск, ул. Халтурина, 2.

Авторы-составители описания ОНН: зав. отделом освоения, сохранения и распространения культурных ценностей М.Р. Соловьева, аналитик М.А. Матюшина, специалист по фольклору И.Г. Никулина.

Тексты 01. «Былички о домовом русских старожилов Байкальской Сибири». Автор фиксации: директор ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» Медведева Галина Витальевна. 1980-2020 гг. Место фиксации: Иркутская область, Забайкальский край, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия. Место хранения: ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» по адресу: Иркутск, ул. Халтурина, 2. Публикация: Афанасьева-Медведева Г. В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири

Сведения, сопровождающие фотоматериалы:

Фото 01. Окна с «ангелическим» очельем. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1998 г., с. Мозговая Кежемского района Красноярского края. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 02. Дом-пятистенник с четырехскатной крышей. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1989 г., с. Сполошино Киренского района Иркутской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 03. Четырехверейные ворота с ложной калиткой. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1998 г., с. Ильинка Прибайкальского района республики Бурятия. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 04. Сани-розвальни. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1984 г., с. Кактолга Газимуро-Заводского района Читинской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 05. Стая/стайка – помещение для домашнего скота. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 19851 г., с. Шоноктуй Борзинского района Читинской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 06. Дом на связи. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1985 г., с. Чалдонка Могочинского района Читинской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 07. Бревенчатое крыльцо дома. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1991 г., д. Казарки Усть-Кутского района Иркутской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 08. Вход в прирубе дома с подклетом. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1984 г., с. Дубынино Братского района Иркутской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 09. Битая (сделанная из глины) печь. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1987 г., д. Житово Качугского района Иркутской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 10. Русская «битая» (глинобитная) печь. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1985 г., с. Маргуцек Краснокаменского района Читинской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 11. Приезд на охотничий стан. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1987 г., Красночикойский район Читинской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Фото 12. В охотничьем зимовье. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1997 г., Тункинский район республики Бурятия. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *