Былички о русалках русских старожилов Байкальской Сибири

Былички о русалках зародились в недрах архаических мифологических представлений и продолжают бытовать как проявление своеобразного жанра фольклора, заключающего в себе богатейший нравственно-этический, педагогический и художественный опыт русских старожилов, населяющих территорию Красноярского края, Иркутской области, Забайкальского края.

Современные сюжеты быличек о русалках, записанные в 1981-2011 гг. в Иркутской области, Красноярском и Забайкальском крае, в ряде случаев не имеют  аналогий в «Указателях» Померанцевой-Айвазян, В.П. Зиновьева, Т.Ф. Пуховой («Афанасьевский сборник», Воронежский государственный университет, выпуск VI).

Выбранные для научной фиксации былички о русалках русских старожилов, населяющих территорию Красноярского края, Иркутской области, Забайкальского края, зафиксированы в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой (т. 1-19) и хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии».  В.П. Зиновьев, начавший изучение быличек и бывальщин в Иркутской области и Забайкальском крае в 1966-1983 гг., отмечал в книге «Жанровые особенности быличек» (Иркутск, 1974. Заключение, с. 65): «Быличка – самостоятельный жанр устной народной эпической прозы. Он объединяет в себе произведения, построенные на фантастическом вымысле, имеющие характер свидетельского утверждения и исполняемые с установкой на достоверность. Вымысел в быличках выражен через образы и действия определенных сверхъестественных существ. Быличка – интересное и сложное явление духовной жизни народа. Она вобрала в себя противоречивый опыт познания мира человеком, отражая, с одной стороны, систему высоких нравственно-этических и художественных идеалов общества, а с другой — систему его наивно-религиозных понятий и представлений, которые в настоящее время в связи с развитием производительных сил успешно преодолеваются через развитие эстетических начал».

Один из центральных мифологических персонажей – русалка – и  связанные с ним верования в загробную судьбу умерших неестественной смертью «заложных» покойников, сообщаются с серией обрядов и ритуальных действий, пополняют знания о мифологических и народных религиозных представлениях русских старожилов Сибири.

Былички и бывальщины русских старожилов Прибайкалья и Забайкалья передают ценные черты бытовой, промысловой жизни сибиряков.

Об исключительности и ценности быличек как фольклорного жанра В.П. Зиновьев (Жанровые особенности быличек. Иркутск, 1974. Гл. 3, часть «Отражение в быличках противоречивости народной психологии и влияние на них  суеверий», с. 41) писал: «…изучать их надо всесторонне, рассматривая не только как свидетельство суеверного сознания, но и как жанр фольклора, обладающий специфическими средствами воздействия на слушателя и представляющий для носителей определенную художественную ценность».

Исключительность быличек о русалках в Байкальской Сибири состоит в их уникальных сюжетах, не значащихся в «Указателе сюжетов русских быличек и бывальщин о мифологических персонажах» С. Айвазян-О. Якимовой   (см.: Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Издательство «Наука», 1975) и «Указателе сюжетных мотивов» (Былички и бывальщины Воронежского края / Составитель Пухова Т.Ф. — Воронеж. ВГУ. — 2008. —  384 с. (Афанасьевский сборник: материалы и исследования, выпуск VI)).

Уникальные сюжеты содержатся в письменных текстах (см. «Формы фиксации ОНН. Письменные тексты» настоящего описания ОНН) из «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири», в иллюстрациях словарных статей «Аверина речка» (Русалка отбирает и возвращает рыболовные снасти (острогу); Мешает рыбачить рыбакам; Тушит огонь на лодке во время ночной рыбалки), «Аверьяновская» (Хлопает в ладоши и смеется над испуганным человеком; Страшная, чешет длинные волосы когтями; Путает сети рыбаков; «Добывает» людей: тащит в воду, душит или топит, щекочет, чтобы человек захлебнулся), «Водяниха» (Красивая, похожа на ребенка; Русалка – утопленная девушка; Играет на гитаре и поет; Носит платье и  длинные волосы; Пугает людей, стучится в двери).

Этнологический аспект. Этнос – русские (старожилы Байкальской Сибири).

Э. В. Померанцева в книге «Мифологические персонажи в русском фольклоре» (М.: Наука, 1975) писала: «Поскольку рассказы, связанные с русскими народными верованиями, до сих пор изучались лишь этнографически, т.е. только как источник познания народных верований, но не как явление народного искусства, игнорировались как особый жанр устной прозы, их специфика до сих пор не раскрыта, не рассмотрены, в частности, роль и характер мифических существ в качестве персонажей несказочной прозы». Таким образом, фиксация мифологических рассказов с их последующим изучением даст возможность представить локальную специфичность этих объектов, сравнить их с известными сюжетами, бытовавшими и бытующими в других областях и регионах России.

Исторический аспект. Былички о русалках характеризуют древние анимистические представления славян о природе как месте обитания различных духов, воды в частности.

В.П. Зиновьев: «В основу быличек легли древние наивные представления людей о том, что рядом с ними живут и оказывают определенное влияние на их деятельность таинственные существа, «хозяева» различных мест: домовые, водяные, лешие, банники и т.п. Такие представления возникли на заре истории человечества, когда производительные силы общества были еще крайне слабо развиты. Человек был беспомощен перед стихийными силами природы, но в процессе борьбы за жизнь у него появляется потребность в познании причин тех или иных явлений…

Наделяя природу сверхъестественными свойствами и будучи зависимым от нее, человек полагал, что предметы окружающего мира могут ему помочь или навредить, поэтому он стремился войти в связь с ними. Это отразилось в тотемистических представлениях, когда человек свои кровнородственные отношения переносил на животный и растительный мир. Затем возникла вера человека в существование в природе и людях бесплотной души — анимизм…

Анимистические представления распространялись и на природу, которая стала восприниматься как место обитания различных духов…

С божествами низших рангов связывались представления о явлениях в быту (домовой, банник, овинник), в лесу (леший), в воде (водяной, русалки). Рассказы, в основу которых были положены верования в сверхъестественные существа, представляли собою тот материал, который сегодня мы именуем быличками…

Былички содержали элементы информации о том, как избежать ссоры с тем или другим «хозяином». В них всегда содержались «рецепты», как нейтрализовать злую силу…» (Жанровые особенности быличек. Иркутск, 1974, с. 12).

Социологический аспект. Былички появлялись из практической потребности объяснить непонятные явления природы и общественной жизни и передавали защитную информацию; оберегая от опасностей, они  исполнялись как достоверные рассказы. В.П. Зиновьев «Жанровые особенности быличек» (Иркутск, 1974, с. 16): «…Сейчас, когда теряют свое прежнее значение народные верования, изменяется и соотношение в значимости социально-бытовых функций. Рассказываемая в прошлом больше из практических соображений, но преследующая в то же время и развлекательную цель, быличка сейчас все чаще исполняется с целью именно развлечь аудиторию, сообщая факты, очень сильно воздействующие на человеческие эмоции и вызывающие интерес эстетического характера. Но с усилением эстетической функции не потерял своего значения признак «установка на достоверность». По традиции быличку рассказывают как правду, как имевшее место происшествие, даже если рассказчик не является суеверным человеком».

Исполнение быличек. В монографии В.П. Зиновьева «Жанровые особенности быличек» (Иркутск, 1974, с. 20-21) значится: «Быличка – рассказ о пережитом, поэтому личность свидетеля, его состояние нередко представлены в драматическом освещении, а сама история передается в остро эмоциональной форме. Подбираются только важнейшие детали, создающие необходимое ощущение или настроение.  Хороший рассказчик старается убедить слушателей, что все совершенно достоверно. Для этого он припомнит «свидетелей», может назвать дату, место действия, обратиться к кому-нибудь из присутствующих, чтобы тот подтвердил какую-то деталь. Когда «подготовка» завершится, наступает некоторая затянутость, голос понижается – всем понятно, что вот-вот произойдет что-то поражающее чувства и сознание…

Часто вводится оборот «вдруг все пропало» или синонимичный ему. И вслед за этим исполнитель старается «усугубить» ощущение необычайности. Он как бы подводит итог, в котором удивляется, выказывает свое возбуждение, подчеркивает как бы собственную растерянность перед невозможностью отыскать объективные причины происшествия. Этот момент тоже обязательно присутствует в быличках, но может и исчезнуть, если аудитория не сохраняет условий, исключающих скепсис…

Качества былички проявляются, естественно, как обязательные в полноценном исполнении, в обстановке эстетической заинтересованности аудитории и рассказчиков. Необходимо подчеркнуть, что в наше время при таком исполнении былички часто преобладает эстетическая функция, даже в тех условиях, когда присутствующие склонны верить в правдивость повествования. Ведь поверия в таком случае уже давно знакомы слушателям, которые хорошо представляют систему образов народной демонологии, поэтому былички для них — произведения, вызывающие именно эстетический интерес».

Места бытования

Объект бытует в деревенской, сельской среде. Это территория проживания сибирских старожилов: Нижнее Приангарье – пос. Усть-Пит Енисейского района, с. Карабула Богучанского района, д. Фролово Кежемского района Красноярского края; Приангарье – с. Ключи-Булак Братского района, с. Будагово, с. Харгажин, с. Шерагул  и д. Аршан Тулунского района, с. Аляты Аларского района, д. Толмачево Качугского района,  д. Бур Катангского района, с. Усть-Киренга, с. Сидорово Киренского района, с. Анга Качугского района,  с. Ершово Усть-Илимского района Иркутской области;

Забайкалье – с. Нижний Калгукан Калганского района,  с. Верхние Ключи Нерчинского района Забайкальского края.

В связи с тем, что перед строительством каскада ГЭС на Ангаре деревни и села Иркутской области, Красноярского края были затоплены, жители переселены в поселки и города, сюжеты о «низшей» демонологии можно встретить в городской среде (микрорайон «Луговое» г. Иркутска).

История выявления и фиксации

В 1966-1983 гг. собирательская и исследовательская деятельность осуществлялась в восточных районах Читинской области (34 села и поселка) и в г. Нерчинск. Полевые исследования проводились под руководством В.П. Зиновьева, с участием студенток Г.Н. Зиновьевой, Н.Л. Новиковой, М.Р. Соловьевой. Была выполнена первая письменная и аудиофиксация текстов быличек русских старожилов Байкальской Сибири и последующая научная обработка и публикация текстов в книге: Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В.П. Зиновьев. – Новосибирск: «Наука», 1987.

С 1983 г. и по настоящее время проводятся экспедиции в следующих территориях:

— в Красноярском крае (Нижнее Приангарье – пос. Усть-Пит Енисейского района, с. Карабула Богучанского района, д. Фролово Кежемского района);

— в Иркутской области (с. Ключи-Булак Братского района, с. Будагово, с. Харгажин, с. Шерагул  и д. Аршан Тулунского района, с. Аляты Аларского района, д. Толмачево Качугского района,  д. Бур Катангского района, с. Усть-Киренга, с. Сидорово Киренского района, с. Анга Качугского района,  с. Ершово Усть-Илимского района);

— в Забайкалье (с. Нижний Калгукан Калганского района,  с. Верхние Ключи Нерчинского района).

Полевые исследования проводятся под руководством проф. Г.В. Медведевой, с участием кандидата филологических наук М.Р. Соловьевой, научным сотрудником Регионального центра русского языка, фольклора и этнографии М.А. Матюшиной.

Осуществляется письменная, аудио- и видеофиксация быличек русских старожилов Байкальской Сибири, последующая научная обработка и публикация текстов в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» (т. 1-19).

Носители

  1. Брюханова Анна Ивановна, 1922 г.р., пос. Усть-Пит Енисейского района Красноярского края;
  2. Матвеева Валентина Ивановна, 1935 г. р., с. Ключи-Булак Братского района Иркутской области;
  3. Торгашина Екатерина Александровна, 1932 г. р., д. Фролово Кежемского района Красноярского края;
  4. Евдокимова Мария Артёмовна, 1933 г. р., с. Будагово Тулунского района Иркутской области;
  5. Брюханова Фёкла Иннокентьевна, 1921 г. р., с. Карабула Богучанского района Красноярского края;
  6. Рогова Анна Марковна, 1919 г.р., с. Аляты Аларского района Иркутской области;
  7. Толмачева Елизавета Иннокентьевна, 1926 г.р., д. Толмачево Качугского района Иркутской области;
  8. Горнопольцева Елизавета Гавриловна, 1930 г.р., д. Аршан Тулунского района Иркутской области;
  9. Кузакова Дарья Петровна, 1928 г.р., д. Бур Катангского района Иркутской области;
  10. Карпова Анфиса Ивановна, 1924 г.р., с. Усть-Киренга Киренского района Иркутской области;
  11. Соколова Полина Васильевна, 1923 г. р., с. Анга Качугского района Иркутской области;
  12. Титовец Федора Васильевна, 1919 г. р., с. Харгажин Тулунского района Иркутской области;
  13. Власова Александра Захаровна, 1925 г. р., с. Нижний Калгукан Калганского района Читинской области;
  14. Давыдова Афанасия Егоровна, 1902 г. р., с. Сидорово Киренского района Иркутской области;
  15. Барсукова Татьяна Михайловна, 1915 г. р., с. Ключи-Булак Братского района Иркутской области;
  16. Зарубина Ирина Семёновна, 1928 г.р., с. Ершово Усть-Илимского района Иркутской области;
  17. Окладникова Фёкла Анисимовна, 1919 г.р., с. Верхние Ключи Нерчинского района Читинской области;
  18. Лемешенко Клавдия Михайловна, 1923 г.р., с. Шерагул Тулунского района Иркутской области;
  19. Зарубина Прасковья Гавриловна, 1929 г.р., с. Фролово Кежемского района Красноярского края;
  20. Евдокимова Дина Васильевна, 1923 г.р., д. Черчет Тайшетского района Иркутской области;
  21. Зуева Дора Петровна, 1930 г.р., с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области;
  22. Сафонова Мария Егоровна, 1926 г.р., с.Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области.

Современное состояние объекта

Многие исследователи быличек уже в 70-80-е гг. ХХ века отмечали угасание жанра. Так, В.П. Зиновьев в книге «Жанровые особенности быличек» (Иркутск, 1974. Гл. 3, с. 285) писал:  «…для текстуального анализа пригодно довольно ограниченное число известных записей быличек, а многие современные тексты дают основание говорить о разложении жанра, об изменившемся отношении самих носителей к быличкам». Э. В. Померанцева в книге «Мифологические персонажи в русском фольклоре» (М.: Наука, 1975) отмечала: «В настоящее время былички у многих народов явно потеряли свою основную функцию, свой основной жанровый и родовой признак и проявляют тенденцию превратиться не только в бывальщины, но и в развлекательные, порой смешные рассказы, разоблачающие суеверные представления».

Способы и формы передачи традиции

  • Передача естественным путем внутри населенного пункта, от старших к младшим внутри одной семьи и т.д.
  • Фиксация объекта в Реестре объектов нематериального культурного наследия Иркутской области, размещенном на сайте ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии».
  • Фиксация в виде устных рассказов старожилов в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири».
  • Профессор Г.В. Медведева с 80-х гг. XX века по настоящее время использует сведения о быличках о русалках на лекциях в Иркутском государственном университете.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры

Сотрудники ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» включают информацию о быличках о русалках в тематические занятия, мини-лекции, интерактивные беседы со школьниками, гимназистами, лицеистами Иркутска.

Источники информации:

Литература

  1. Афанасьева-Медведева Г. В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири : в 20 т. / отв. ред. Ф.П. Сороколетов / Институт лингвистических исследований РАН. – СПб. : Наука, 2006. – Т. 1. – 576 с.: илл.
  2. Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки / вступ. ст. Н.И. Толстого; подгот. текста, коммент., указат. Е.Е. Левкиевской. – М.: Издательство «Индрик», 1995. – 432 с.
  3. Зиновьев В.П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин // Локальные особенности русского фольклора Сибири. Исследования и публикации. – Новосибирск, 1985.
  4. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / (Сост. и автор комментариев О. А. Черепанова. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. – 212 с.
  5. Зиновьев В.П. Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы (на материале фольклора Забайкалья): Автореф. Дис. … канд. филол. наук. – Саратов, 1975.
  6. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В.П. Зиновьев; Отв. ред. Р. П. Матвеева. – Новосибирск: Издательство Наука Сибирское отделение, 1987.
  7. Зиновьев В.П. Жанровые особенности быличек. – Иркутск, 1974.
  8. Зиновьев В.П. Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы // Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. – Новосибирск, 1987. — С. 381-400.
  9. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М.: Издательство «Наука», 1975.
  10. Былички и бывальщины // Русские сказки Забайкалья: Сборник / Подгот. текстов, статья и коммент. В.П. Зиновьева; сост. Г.Н. Зиновьевой. – 2-е изд. доп. – Иркутск: Восточно-Сибирск. кн. изд-во, 1989. – С. 355 – 406.
  11. Былички и бывальщины // Рождественская ночь: Сборник / Сост., предисл., очерки, подгот. текстов и коммент. Г.В. Афанасьевой-Медведевой. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. – С. 230 – 246; 347 – 356.

Фонды. Оцифрованные записи аудио- и видеоматериалов с быличками о русалках; научные публикации о мифологии хранятся в фондах ГБУК ИО Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии, адрес: Иркутск, ул. Халтурина, 2.

Авторы/Составители

Исследователь, хранитель, эксперт, ответственное лицо — Медведева Галина Витальевна (Галина Витальевна Афанасьева-Медведева), место работы — ГБУК ИО Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии; адрес: Иркутск, ул. Халтурина, 2.

Авторы-составители описания: научный сотрудник Т.Д.Романцова, зав. отделом освоения, сохранения и распространения культурных ценностей М.Р. Соловьева, аналитики М.А. Матюшина и И.Г. Никулина.

Сведения, сопровождающие аудио-, видео- и фотоматериалы:

Фото 01. Полудница / полохало / коршун — пугало на огороде, напоминающее человека. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1998 г., село Мозговая Кежемского района Красноярского края. Место хранения материалов: фонды ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии», адрес: Иркутск, ул. Халтурина, д. 2.

Фото 02. Валентина Ивановна Матвеева (1932 г. р.).  Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 2001 г., с. Ключи-Булáк Братского района Иркутской области. Место хранения материалов: фонды ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии», адрес: Иркутск, ул. Халтурина, д. 2.

Фото 03. Екатерина Александровна Торгашина (1928 г.р.). Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1994 г., д. Фролово Кежемского района Красноярского края. Место хранения материалов: фонды ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии», адрес: Иркутск, ул. Халтурина, д. 2.

Фото 04. Зоя Васильевна Хайми (1932 г.р.). Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 2007 г., с. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области. Место хранения материалов: фонды ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии», адрес: Иркутск, ул. Халтурина, д. 2.

Фото 05. Татьяна Михайловна Барсукова (1915 г. р.). Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1981 г., с. Ключи-Булáк Братского района Иркутской области. Место хранения материалов: фонды ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии», адрес: Иркутск, ул. Халтурина, д. 2.

Фото 06. Фекла Иннокентьевна Брюханова (1918 г.р.). Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 2010 г., с. Карабула Богучанского района Красноярского края. Место хранения материалов: фонды ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии», адрес: Иркутск, ул. Халтурина, д. 2.

Видео 01. Зоя Васильевна Хайми. Быличка о нечистой силе. Автор фиксации: Татьяна Дмитриевна Романцова, 30 мая 2017 г., с. Луговое Марковского м.о. Иркутской области. Место хранения материалов: фонды ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии», адрес: Иркутск, ул. Халтурина, д. 2.


Тексты 1. «Былички о русалках русских старожилов Байкальской Сибири». Автор фиксации: директор ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» Медведева Галина Витальевна. 1981-2020 гг. Место фиксации: Иркутская область, Забайкальский край, Красноярский край. Место хранения: ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» по адресу: Иркутск, ул. Халтурина, 2. Публикация: Афанасьева-Медведева Г. В. «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *