ВЫПУСК 46. РАДИОПЕРЕДАЧА «РУСЬ СИБИРСКАЯ — СТОРОНА БАЙКАЛЬСКАЯ»

ГОЛОДРА́ЕНЩИНА – нищета, бедность, убожество.

 

«И я помню, и я… рядом с нам, вот в Едого́не дом, уже под колхоз он пошёл, колхозная контора, а жили богаты. И кто едет, и оттуда — оне принимали, работали у их работники, у их работники эти были. Вот за работников за этих — оне кормили, оне и платили — кулаки. Отец мой грамотный был. Он был в то время, всё бы рассказал. Я потом… И вот отец, это как же он его… он грамотный был мужик, отец. Всё его призывали в партию.

— А я, — говорит, — не пойду, нет, не пойду.

Завёл скота: пять коней, корова. Хлеба было так же в амбарах, в засе́ках — всё на посевную дал. Умный был, на посевную дал в колхоз, уже колхозы организовались. Колхозы уже организовались, на посевную дал хлеба и пшеницы, ячменя, того, другого. Всё остальное. А семья у его — четверо детей и нас пятеро. Взял женщину с четырьмя детьми, ну, она работящая была. Красивая была, Ирина Лаврентьевна. Красивая бабочка была, и он, хоть мордвин, красивый был, хороший, рабочий был. Он потом, ето, говорит, сходит на собрание парте́йное, сходит, ага.

И вот стали кула́чить етих всех работягов, по Едого́ну стали кула́чить, ага. А семьи, детки, ето не то что как одного-двух, и всё в порядке. У нас это последний брат в тридцать пятом… тридцать третьем году родился последний брат. А те старше его, от того отца пошли за двадцатые годы. Да, от другого отца.

От другого отца. У нас одна мама. От другого отца пошли уже тридцатые… двадцатые годы. Я вот с двадцать четвёртого, брат с двадцать седьмого, сестра с двадцать девятого года, третья с тридцатого. Вот совместные — нас пятеро совместных детей. И двое умерло маленьких. Совместных-то вот пятеро детей нас. Ну, чё, пожили-пожили, и отец говорит:

— В партию не пойду.

Не пойду в партию. А были — ой-ё-ёй! Ой, съедали этих богачей, съели этих работягов. И женщины там… Дарья, её до сих пор в Едого́не ругают, клянут. Така́ голодра́енщина была! Детей куча, ничё не делала. Только, как мама говорила, в тем краю женщина какая ро́дит, она уже блин, говорит, спекёт на печке ржаной, и уже туда убежала, уже туда убежала. Напьётся, нагуляется».

Записано в 1997 году Галиной Витальевной Медведевой от Валентины Максимовны Пестовой (1924 года рождения), село Аршан Тулунского района Иркутской области.

Рассказ опубликован в 11 томе «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» https://sibfolk.ru/?p=395 .

История создания программы, звучавшей на волнах «Радио России. Иркутск» https://sibfolk.ru/?page_id=3029.

Выпуски передач мы публикуем на нашем сайте https://clck.ru/33zXzA.

#русьсибирскаясторонабайкальская

#радиороссиииркутск

#центррусскогоязыкаиркутск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *