ВЫПУСК 37. РАДИОПЕРЕДАЧА «РУСЬ СИБИРСКАЯ — СТОРОНА БАЙКАЛЬСКАЯ»

ДОМОДЕ́ЛЬНЫЙ – изготовленный в домашних условиях, кустарным способом; самодельный.

 

«Из нас, до́ек, и меня тоже вы́брали стаха́новкой, ага. Поехали мы, до́йки. А Иван Рябчик он был предсядателем. А корму-то у нас не хватало, лошади-то были приста́лые. Поехали мы от с Пара́ней Белого́рловой и переехали через реку́, у нас лошадочка-то стала — ни туда и ни сюда, подташшим кошеву́-то, у ней хомут на голову слезет.

А Пара́ня она поёт всякие песни де́вишные, Пара́ня-то пе́сельница была. Смотрим: предсядатель едет с Ке́жмы. Доехал до Мозгово́й и обратно вернулся, говорит:

— У них лошадь-то приста́ла, имя́м, наверно, не доехать.

Ага. Забрал нас, до́ек этих, стаха́новцев. В Ке́жму приехали. А мы в домоде́льных чирка́х, у нас надеть-то никого было, такие чирки́-то, хотя с обо́рками, а у меня были носки связаны в рисунок, с белой шерсти. Сидим, ноги поджимаем, нас отмечают, расписаться нады. А у нас фамилии-то были длинные: у меня Брюханова, у неё Белого́рлова. А она ешшо не умела писать, мне говорит:

— Ты распишись за меня.

А эта легистра́торша-то говорит:

— Ты чё за людей расписываться? Пусть она сама пишет.

<…>. Ну, я же стаха́новка была, лишнего телёнка вскормила, изо всех до́ек тольки вот так получалось у одной у меня, что одна корова двутёлошная, два телёнка в год приносила. Вот попробуй-ка такую корову подержать! Мало таких быват. Вот изо всего стада одна была, моя вот эта корова.

— Девушка, вы снимите свои носки, покажите мне.

Я говорю:

— А как разуваться-то я буду? У меня чулки-то домоде́льные, суко́нники.

Тода база́рных-то чулков не было, тольки домоде́льные.

[— Вязали-то со своёй же шерсти. — Слуш.].

А вязали-то тольки до коле́нька. А не было этой моды-то, чтоб поза́дь коле́нька-то связать. А я тода связала повыше коле́нька. Она говорит, легистра́торша-то:

— Пройдёт собранне, выступят комсомолки, и я принесу тебе шерсть, схожу домой, и ты свяжи мне носки.

А толку-то не хватало. Зачем было ей вязать? А помогала людя́м сё равно. Раз люди просят, и не отказывашься. Я за вечер двое носки ей связала в рисунок <…>.

А я всегда смеялся <…>. Подои́м коров — опеть сижу — вяжу, сижу — вяжу. Дома тоже всех обвя́зывали. У нас две бабушки было: тятина тётка и тятина мать, они тоже вот это, тя́тина-то мать, она хорошо вязала. Дак она вязала ешшо не так вот, а с набро́сом, раньше вот ткнёт иголку, набросит нитку-ту. А мы были на Коди́нской ещё заи́мке, дак меня тоже научила женшшина. Носки вяжу, чтоб справа и слева одинаково было (счас так и вяжу). Вот у меня носки — справа и слева одинаково вяжу. Училися, а чичас толку-то не хватат. Она чё, голова-то, больна, вот и не хватат».

Записано в 1987 г. Афанасьевой-Медведевой Г.В. от Людмилы Фёдоровны Пановой (1920 г.р.), проживающей в пос. Невон Усть-Илимского района Иркутской области.

Рассказ опубликован в 14 томе «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» https://sibfolk.ru/?p=414.

История создания программы, звучавшей на волнах «Радио России. Иркутск» https://sibfolk.ru/?page_id=3029.

Выпуски передач мы публикуем на нашем сайте https://clck.ru/33zXzA.

#русьсибирскаясторонабайкальская

#радиороссиииркутск

#центррусскогоязыкаиркутск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *