УХОДЯШИЕ ГОЛОСА, ВЕЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

В конце сентября – начале октября в культурной жизни Иркутской области произошло несколько масштабных событий, объединенных одним именем – Валентин Распутин. Памяти ушедшего недавно из жизни великого писателя были посвящены XIV Байкальский международный фестиваль документальных и научно-популярных фильмов «Человек и Природа» и XVIII фестиваль «Сияние России. Дни русской духовности и культуры». Впервые эти золотые осенние Дни проходили без его непосредственного участия, но с ощущением его живого присутствия…

ГОЛОСА, УХОДЯЩИЕ В БЕССМЕРТИЕ

На  XIV Байкальском международном фестивале документальных и научно-популярных фильмов «Человек и Природа»  «Лучшим документальным фильмом»  стали «Уходящие голоса». Это работа   молодого режиссера  киностудии «Матера» Юлии Бывшевой и ее команды (оператор Кирилл Димов, продюсер Ольга Мартынова).  А рассказывается в нем, по определению В.Г.Распутина, о  «богатырском подвиге  Галины Афанасьевой-Медведевой, подобного которому после ХIХ века, кажется, не бывало. А по мере трудничества, по объёмам и размаху старательства на «золотоносных» сибирских землях, вероятно, и сравнить не с чем».

Галина Витальевна Афанасьева-Медведева – доктор филологических наук, автор многотомного «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири»,  бесценный материал для которого она собирала (и продолжает собирать)  более тридцати лет на огромных пространствах от Ангары до монгольской и китайской границ. Ею изъезжены и исхожены  сотни километров, опрошены тысячи  жителей практически всех  деревень Иркутской области, а также Бурятии и Забайкалья.

Кинодокументалистам вместе с Галиной Витальевной, конечно, удалось  побывать лишь в некоторых деревнях, встретиться с десятками людей. Но и эти встречи, состоявшиеся прошлой зимой, дают представление о жизни в сибирской глубинке – прошлой и настоящей, о характерах, прошедших через невероятные испытания революционными событиями, войной, голодом, несправедливостью, тяжким трудом… Фильм  условно разделен на три части, выделяющие главные темы: «Дом», «Война», «Вера».  Любовь, создание семьи, рождениие ребятишек, а затем – смерть близких, страшные потери. Пережить это невозможно без крепкой веры в Бога. Невзирая ни на что, эта вера жила в народе и спасала каждого по-своему.

И к каждой этой уникальной судьбе  сердцем прикасается  собиратель-фольклорист  Галина Афанасьева-Медведева. Для большинства героев она – давно знакомый, родной человек, которого встречают и провожают со слезами. Она – неотъемлемая частица этого народа. Ее душа – та искра, которую зажгли их чудные и чудесные слова, забытые и заброшенные нашим безумным урбанистическим сообществом.

Для  27-летнего режиссера, которую иначе как Юля никто не называет,  работа с известным ученым стала настоящим открытием и… испытанием.

– Галина Витальевна очень трепетно относится к своей работе, к тем людям,  с которыми она общается, поэтому мы сначала прошли проверку на устойчивость к трудностям, – поделилась она впечатлениями.  –  К киноэкспедиции готовились основательно. А сама Галина Витальевна –  как будто просто вышла на улицу в городе… В русскую деревню, оказывается, можно вот так приехать, и тебя примут и обогреют. За нашу поездку мы познакомились с большим количеством добрых, открытых, искренних людей – это самое важное впечатление от съёмок. Надо сказать, что никто не представлял, как старики, рассказывающие о своей жизни, могут быть интересны для кино. На деле вышло, что наше кино и все эти люди притягивают к экрану, – настолько у них богатый язык и человеческая энергетика. После показов мы поняли, что зрителям абсолютно разных возрастов и родов деятельности интересно это смотреть. Самое ценное, что фильм в людях пробуждает воспоминания о своих корнях. Хотелось бы, чтобы о работе Галины Витальевны узнало как можно больше людей, потому что вместе с её работой до людей доходит исконно народная культура.

Юлия – ученица известного московского документалиста Сергея Мирошниченко, который  тоже побывал на фестивале «Человек и природа». Это по его рекомендации  Ю.Бывшева избрала тему «голосов».

– О Галине Медведевой я знал давно, –  рассказал Сергей Валентинович. – От издателя Геннадия Сапронова, от  Сергея Ступина, от Валентина Григорьевича Распутина, хотя лично ее не видел. Потом читал отрывки из ее Словаря говоров. И мне показалось, что это – выдающаяся работа, неоценимый труд для всей России. И когда я собирался делать фильм о сказках (думаю, мы еще вернемся  к этому замыслу), один из разделов хотел посвятить сказке сибирской. И в разговоре с Юлей я обмолвился, что в Иркутске есть такой интереснейший человек, что ей надо бы с ним познакомиться… Так и произошло. Конечно, я думаю, Галина Витальевна видела многих людей из телевизионного и кинематографического мира, кто пытался снимать про нее, и, возможно, ей надоели эти люди, она даже их боится. Потому что так, как она относится к народу, как она слышит и понимает  его, на мой взгляд, никто в мире сегодня больше не способен. И работать рядом с ней, соответствовать ее требованиям  – очень сложно. Особенно молодым людям, которые оторваны от всего корневого. И, наверняка, она восприняла Юлю, как пришельца из чуждого мира, который называется Москва. Но, как я понял, им удалось прожить вместе какую-то жизнь, пройти трудности, которые или разъединяют, или объединяют людей. Поездки, тяжелые дороги… Галина Витальевна видела,   сопереживает ли, сострадает ли жителям сибирской глубинки человек, который стал не просто спутником, но принявшим обязанность донести то сокровенное, чем она обладает, до широкого круга. И главное   этот человек вообще любит народ или нет. Видимо, это код, который  открывает дверцу доверия. И я рад, что, по всей видимости, Юля смогла доказать, что эта любовь в ней есть. Всё остальное Галина Витальевна простила ей. Для Юли это такая  большая ступенька. Ей дали шанс увидеть мир не плоским, не горизонтальным, а вертикальным. Если она увидит и услышит эту вертикаль, то получится из нее большой художник. Мы будем, конечно, стараться помогать ей увидеть, но и от нее много зависит. Если победит эго, то ничего не получится…

Очень символичен и пронзителен финал этого фильма. Машина с путниками подъезжает к месту, где когда-то была дорога, ведущая к селу. Но сейчас ее совсем не видно. Замело, наглухо замело.  И, видно, не сегодня и не вчера. И, по всему, даже если растает снег, дорога эта не обнаружится…

– Как же так? – сокрушается Галина Витальевна. – Там же, наверняка, еще есть люди. Надо идти…

И она идет. Камера фиксирует одиноко бредущего человека среди бескрайнего снежного простора.  Человек идет, чтобы успеть записать заветное слово своего народа, его голос, уходящий в вечность…

 оригинал статьи 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *