Зиминские контрасты. Автор: Зоя Горенко

По следам апрельской экспедиционной поездки в Зиминский район директора ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» Галины Афанасьевой-Медведевой и специалиста по фольклору Зои Горенко.

УХ, ТУЙ!

Первые помощники собирателя-фольклориста в его поисковых странствиях – работники местных органов культуры и музейщики. К ним-то мы и направились, доехав до примыкающего непосредственно к районному центру поселку Ухтуй. Нас встретила библиотекарь и краевед Галина Иннокентьевна Земцова. Она показала нам свои скромные «запасы» записей, рукописей по истории Ухтуя. Предание гласит, что когда-то он стоял в другом месте, в степи, близ речки с названием Туй, речка часто разливалась во время весенних паводков и один раз практически снесла деревню, так что пришлось ее обустраивать на другом, нынешнем месте. А что касается названия, то, говорят, возникло оно оттого, что выходил бурят утром, видел разлившуюся реку и восклицал: «Ух, Туй опять разлился». Есть и другие версии происхождения, но эта импонирует местным жителям больше всего.

На зов библиотекаря мгновенно откликнулась активистка Совета ветеранов, коренная ухтуйчанка Валентина Александровна Ткачук (в девичестве Медведева). Она свела нас со своей тетей Миррой Дмитриевной. Впрочем, тетя оказалась всего лишь на семь лет старше племянницы, так что когда они выступали в самодеятельности, их называли не иначе как «сестры Минеевы». От этих чудесных женщин мы узнали немало интересных историй, которые найдут свое место в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» (в настоящее время 19-й, очередной том Словаря готовит к изданию Г.В. Афанасьева-Медведева)

В Ухтуйской библиотеке. Г.В.Афанасьева-Медведева ставит автограф на первом томе «Словаря

говоров русских старожилов Байкальской Сибири».

«МОДЕЛЬНАЯ» САМАРА

Самара – одно из красивейших сел не только в Зиминском районе, но и во всей Сибири. Да и европейская Россия не отказалась бы от столь живописного места на берегу речки Зима.

В Доме культуры, которым заведует Людмила Яковлевна Проданюк, кроме нее, нас уже дожидались библиотекарь и старожилы села. Они с радостью провели нас по своим владениям, которые радикально отличались от недавно виденных ухтуйских. И, право, такого учреждения культуры в сибирском селе нам еще не приходилось видеть! Все в нем сияло и, можно сказать, благоухало благополучием. Все залы отремонтированы, снабжены новеньким оборудованием, работает множество кружков, есть даже балетный класс, в библиотеке новые стеллажи. И самое фантастическое – здания объектов культуры отапливаются с помощью теплового робота! Откуда все это невероятное богатство? Оказывается, Самара попала в областную программу «100 модельных Домов культуры». Кто придумал столь причудливое название, так и осталось для нас неизвестным. Но что попавшие в программу учреждения получили действительно огромную помощь и толчок к развитию – очевидно.

Правда, пока еще нет в Самаре отдельного здания музея. Хотя материалов собрано предостаточно. Самара – сравнительно молодое поселение, через два года будет отмечать 100-летие. Основателем его является Яков Потапов. Его портреты тут повсюду, в основном, в образе пастуха, как его изобразил иркутский художник Николай Шабалин. Он очень любил эти места, неоднократно бывал здесь, писал портреты крестьян, пейзажи.

Вся семья Якова была сослана в Сибирь «за ересь жидовствующих». Они состояли в секте субботников, куда попали неведомыми путями. В романе «Красные и белые» А. Алдан-Семенова рассказывается, что увлекшийся масонством псковский помещик Энгельгарт вначале сам стал «иудеем», а затем записал туда же всех крестьян, а позже отпустил их на волю…. И долго-долго дивили зиминских жителей самарские пришельцы своими еврейскими именами: Сарра, Абрам, Хава и пр. При этом все они имели чисто русскую внешность и работали на полях и фермах. Последняя наследница этого удивительного рода – Сарра Абрамовна Ильичева (тоже, кстати, персонаж нескольких картин Шабалина, одна из которых хранится в областном художественном музее) умерла несколько лет назад.

А село набирает силу, строится, украшается. Самое главное, как рассказали нам наши собеседники, в Самару стали возвращаться люди из городов.

Заведующая Самарским Домом культуры Л.Я.Проданюк.

Самара на берегу реки Зима.

БУРЯ

И снова нас ожидал контраст. После самарского великолепия старинное село Буря (с ударением на втором слоге), расположенное «в таежном далеке», в лучах заходящего солнца само было похоже на последний проблеск заката. Впечатление создавалось, прежде всего, образом разрушающейся церкви во имя верховных апостолов Петра и Павла. Уникальное деревянное сооружение постройки 1884 года пережило все катаклизмы 20 века. Как культовое оно использовалось до самой хрущевской «оттепели». В нем крестились все жители Бури и окрестных деревень, не прекращались службы в военные и послевоенные годы. Обо всем этом нам рассказывали старожилы.

Только в середине 60-х хрущевские «демократы» устроили все-таки в храме клуб. А затем, с приходом новейших горбачевско-ельцинских перестройщиков, здание и вовсе забросили. И сейчас церковь на глазах бурян разрушается. Наверное, фотографии, которые нам удалось сделать, последние, которые еще хоть как-то могут передать былое величие и красоту ХРАМА.

На фотографиях:

1. Петропавловская церковь в селе Буря.

2. Буринские обитатели.

3. Там, за воротами, новый рассказ.

4. Дом в Буре.

5. Буринский старожил Анатолий Алексеевич.

6. Типичные ворота в Буре.

КИМИЛЬТЕЙ

От печальных красот Бури «зиминские качели» снова вознесли нас на удивительную высоту современных достижений. Кимильтейской культуре тоже посчастливилось попасть в «модельный ряд». Но, к сожалению, не полностью. Дом культуры, библиотека удостоились этой чести. А вот историко-краеведческий музей – нет, хотя очень нуждается в ремонте и всяческой помощи. В частности, крайне необходимо оборудовать крыльцо качественным пандусом, ведь нередкие посетители музея – пациенты находящегося рядом санатория «Сосновая горка», пожилые люди. Это, безусловно, один из лучших музеев области, и не только сельских. Недаром же ему присвоен статус районного. Около восьми тысяч экспонатов собрано здесь. Отлично воссоздан крестьянский быт в грамотно оборудованной горнице.

– Бабушки и дедушки узнают в этой комнатке дом своего детства и не хотят уходить, – говорила нам заведующая музеем Любовь Александровна Тарасенко.

И это чистая правда. Нам самим не хотелось оттуда уходить, и мы долго слушали Любовь Александровну и ее помощницу, фотографировали старинные вещи, которые, как ни удивительно, до сих пор поступают в музей. Недавно один из жителей пополнил коллекцию хорошо сохранившейся деревянной сохой с железным плугом.

Конечно же, побывали мы и в домах старожилов. Особенно запомнился рассказ Марии Андреевны, семья которой переехала в Кимильтей из Тамбовской области.

На прощанье зашли в восстановленный кимильтейский храм во имя святителя Николая. Был Срастной, Великий Четверг, и народ собирался на чтение 12 Евангелий. Торжественно, тихо было в большом прекрасном храме. И, ставя свечечки, мы, конечно же, вспомнили храм в Буре. Там тоже готовились к службе. Ангелы. Ведь по преданию, даже на месте совсем разрушенных церквей они продолжают свою вечную службу…

К сожалению, последним, что мы видели, выезжая из Кимильтея, был не храм, а… мусорная свалка, образовавшаяся прямо у дороги, на краю леса. Вот такие контрасты.

Р. S. По мере обработки записей материалы будут публиковаться в электронном журнале «Русь Сибирская» на нашем сайте и, конечно, в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири».

На фотографиях:

1. Горница в Кимильтейском музее.

2. Зав. музеем Л.А.Тарасенко.

3. В Кимильтейской библиотеке. Г.В. Афанасьева-Медведева ставит автограф на первом томе «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири».

4. Рассказчица из Кимильтея Мария Андреевна.

5. Кимильтейский храм.

Зоя Горенко.

Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *