Годовой цикл бинарных уроков «Русский речевой этикет»
В 2014/2015 учебном году был реализован годовой цикл бинарных уроков «Русский речевой этикет» (восемь интерактивных занятий, совмещающих в себе сведения по культуре устной русской речи, русскому языку, вербальной культуре края) в МБОУ г. Иркутска Гимназия № 3 (ул. Ленинградская, 75).
Учитель русского языка и литературы гимназии Софья Юсуповна Мартынова была инициатором бинарных уроков на этой учебной площадке. Она и познакомила ведущего сотрудника Центра Татьяну Дмитриевну Романцову с семиклассниками — живыми, подвижными, любознательными, яркими ребятами.
Встречи учеников и Т.Д. Романцовой проходили как путешествия по Стране Этикет. Они были посвящены следующим темам: «Путешествие первое: Этикетные нормы представления и приветствия», «Путешествие второе: Извинение, просьба, благодарность», «Путешествие третье: Комплимент, речевые техники комплимента», «Путешествие четвертое: Похвала, речевые техники сочетания комплимента и похвалы. Прощание», «Путешествие пятое: Волшебные фразы. Сначала подумай, потом говори», «Путешествие шестое: Качества хорошей речи», «Путешествие седьмое: Беседа по телефону», «Путешествие восьмое: Как стать приятным собеседником».
Гимназисты 7 класса с удовольствием участвовали в деловых играх, выполняли интерактивные задания, отвечали на вопросы о нюансах речевого поведения героев различных сюжетов, обсуждали типичные условия ежедневного речевого общения, решали сложные коммуникативные задачи.
Цель уроков: воспитать в детях потребность быть вежливыми в общении с окружающими, выбирать максимально тактичные модели речевого поведения при контакте с разными людьми в различных ситуациях.
Задачи:
- Познакомить учащихся с теоретическими вопросами речевого этикета (терминами речевого этикета; правилами ведения беседы; речевыми этикетными клише: приветствием, извинением, благодарностью, прощанием, ответами на этикетные фразы; оформлением похвалы и комплимента; речевыми и поведенческими правилами телефонного этикета; качествами хорошей речи и т.д.);
- Научить анализу некоторых бытовых речевых ситуаций, воспроизведенных в формате деловых игр;
- Помочь верному выбору моделей речевого поведения в различных речевых ситуациях.