#сидимдома НИКОЛИН МЕСЯЦ. Автор: Зоя Горенко

Дорогие друзья! Вот и ступили мы на чистый лед нагрянувшей зимы. Все еще в масках. Все еще на расстоянии желания обняться. Но в предчувствии скорого Солнцеворота, которому, в свою очередь, предшествуют чудесные праздники.

 

4 декабря Русская православная Церковь отмечает лишь один большой –двунадесятый – праздник. Это Введение во храм Пресвятой Богородицы (кстати деревня Введенщина в Иркутском районе названа по имени Введенского храма, расположенного там). Учрежден праздник в память удивительного, немыслимого для современного человека события.  Сколько бы мы ни старались понять, как можно отдать долгожданную трехлетнюю дочку на воспитание куда-либо, хотя бы даже и в самый главный Храм земли, нам это недоступно. Ибо вера наша скудна и доверие Богу ничтожно. Наверное поэтому, светлый Богородичный праздник отмечают только люди глубоко воцерковленные. А по-настоящему внутренне принимают единицы.

А вот память святителя Николая – архиепископа Мир Ликийских, жившего в третьем-четвертом веках в Византии, — празднуется во всем мире и почти всеми слоями общества, так как известен он своей милостью и скорой помощью в бедах. Где-то его даже превратили в Санта Клауса. Но в России его всегда считали несомненно русским и звали по-деревенски — Николой. Вот и песня подтверждает:

Никола, Никола,

Никола – святитель,

Никола-Можайский,

Святитель Зарайский,

Морям проходитель,

Землям исповедник.

Никола Можайский – это тот, который изображен с мечом над головой. Именно такой, причем в скульптурном исполнении из дерева, находится в храме во имя святителя Николая в Большом Голоустном. С этой иконой связано немало легендарных и вполне достоверных преданий. Найдена она была на берегу Байкала терпевшими катастрофу рыбаками-бурятами по сиянию, исходившему от нее. А в богоборческие годы она едва не была полностью уничтожена. Несколько фрагментов удалось спасти благочестивой крестьянке. И уже в конце 90-х гг. эти части были найдены и отправлены для реставрации всей иконы.

Мне выпало счастье быть участницей того крестного хода, который сопровождал возвращение голоустненского Николы домой. И слышала, как старая бурятка говорила: «Русский Бог вернулся…»

Истории о помощи святителя Николая байкальским рыбакам можно услышать почти в каждом байкальском поселении. Поэтому и церкви на его берегах освящались в честь святого Угодника Божия, в честь милостивого помощника простым людям. Эти храмы стоят в Листвянке, Слюдянке, Култуке, упомянутом Большом Голоустном. А там, где не было храмов, строили часовенки: в Старой Ангасолке, Бабушкине, Попово (Ольхонского района), Больших Котах…

Да и на вполне «сухопутных» территориях Никольские храмы — самые часто встречающиеся. Они есть в Черемхово, Голумети, в селе Иваническом Аларского района, Зиме, Тулуне, Братске, Казачинском…  Всех и не перечислишь. Даже в наше время. Что уж говорить о давнишнем.

Никогда не забыть мне, как молились мы с Галиной Витальевной Афанасьевой-Медведевой вместе с жителями поселка Семигорск Нижнеилимского района в их новом храме пред чудотворным образом   святителя Николая, которого почитали несколько поколений семигорцев (подробней можно прочитать на нашем сайте в путевом очерке «В краю бурундучьем», в разделе «Экспедиции»).

В «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» размещено немало рассказов, связанных с именем «Русского Бога». Возможно, и многие из вас, дорогие читатели, имеете свой опыт общения с «Николушкой». Было бы интересно узнать…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *