Стилистические варианты как речевой ресурс журналистики
Почему мы по-разному пользуемся родным языком? Какие причины заставляют нас выбирать именно эту, а не иную форму слова? Как с помощью вариантов, предложенных языком, можно усилить воздействие на собеседника? Какие мотивы руководят журналистами, использующими стилистические варианты для манипуляции читательским сознанием? Как достичь коммуникативных целей, опираясь на знания о литературном языке и устной народной речи?
На эти и многие другие вопросы искали ответы студенты 3 и 4 курсов Иркутского регионального колледжа педагогического образования вместе с ведущим специалистом Центра русского языка, фольклора и этнографии Татьяной Дмитриевной Романцовой. Будущие преподаватели сегодня интересуются не только медиакультурными технологиями и эффективностью образовательных массмедиа. Они стараются понять, какую воздействующую силу может приобрести авторский текст, одинаково активно использующий и слово, и звук, и изображение. Им важно знать, как эти разные по природе знаки могут повлиять на массовое сознание, чем они могут пригодиться в воспитании, образовании, публичной коммуникации.
Лекция-беседа показала, как с помощью стилистических ресурсов родного языка — слов, форм слов, предложений, выразительных средств — можно открыто или неявно представить авторскую оценку, создать нужное впечатление, подтолкнуть к принятию решений или к важным поступкам.
Ребята активно включались в разговор о современных СМИ, обсуждали культурно-речевые и стилистические проблемы местных медиа, анализировали проблематику и образное решение текстов центральных и региональных газет и журналов.