ОТ АНГАРЫ ДО АНГАРЫ

Таков путь экспедиции ГБУК ИО «Регионального центра русского языка, фольклора и этнографии», совершенный за две недели, с 21 июня по 4 июля. Группа из четырех человек под руководством директора Галины Медведевой провела несколько мероприятий в рамках губернаторской программы «Деятели культуры — жителям Иркутской области», а также обследование ряда населенных пунктов по выявлению носителей народных традиций, в частности вербальной культуры, в Казачинско-Ленском районе. Также экспедиции удалось побывать в Северобайкальском районе республики Бурятия. Предлагаем вашему вниманию творческий отчет об экспедиции одной из ее участниц – Зои Горенко.

«Возрождение» — не просто красивое слово…

Начну я с события, происшедшего хоть и не в первый день нашего пути, но занимающего центральное место и в смысле выполнения губернаторской программы, и по общей важности, и по количеству чудесных неслучайных случайностей. Это – презентация трехтомника «Народное слово в рассказах и повестях В.Г.Распутина: Словарь» в Казачинском Доме культуры. Организовал ее проведение наш давний добрый друг – председатель Думы Казачинско-Ленского муниципального района, руководитель общественного движения «Моя Земля» Николай Павлович Наумов. Заметим, что в пору, когда население увлеченно использует короткое северное лето с пользой для здоровья и возделывания огородов, сделать это не просто. Но организаторский талант, опыт и авторитет нашего соратника оказались сильнее обстоятельств. Да и сама тема разговора знающих людей не могла оставить равнодушными. Имя Валентина Григорьевича Распутина в этих краях  священно, а автор  «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Галина Витальевна Афанасьева-Медведева – близкий человек для многих и многих казачинцев. Ведь рассказы их родственников увековечены в великой Книге, удостоенной Государственной премии.

После вступительных слов и приветствий виртуальное путешествие по страницам трехтомника провела наша коллега – Ирина Георгиевна Никулина. Особое внимание, конечно, уделила страницам, непосредственно касающимся Казачинско-Ленского района. Здесь побывал писатель в 2008 году, проплыл на лодке по Киренге до знаменитых целебных вод Талой, встретился с местными жителями, в частности — деревни Макарово и поучаствовал в сенокосе на угодьях макаровского лодочника Александра Ярцева, рыбачил в Ключах. Сохранилось много  прекрасных фотографий из этой поездки, часть из них попали в книгу. И сейчас многие участники тех встреч заново переживали их. Своими воспоминаниями поделились Николай Павлович Наумов и глава администрации Ключевского поселения Виктор Дмитриевич Суранов, рассказавший уже знаменитую, наподобие евангельской, историю о рыбалке. Суть в том, что в водоеме ни до, ни после приезда Распутина хозяину не удавалось поймать ни одной рыбки, и только для Валентина Григорьевича улов получился небывалый!

Конечно же, обращали внимание и на содержание Словаря, сравнивая  ангарские и ленские диалекты, строй речи, находя в них много сходного, близкого, родного. Недаром же актрису народного театра «Современник» Валентину Воробьеву писатель назвал «лучшей старухой Анной». И мы имели радость убедиться в этом, прослушав в ее исполнении монолог из повести «Последний срок».

Безусловно, вспомнили и книгу Г.В. Медведевой «Медведь в русской традиционной культуре Восточной Сибири», где также размещены рассказы казачинских охотников. Хозяин тайги стал источником вдохновения и для местных авторов, в частности  — охотоведа Андрея  Андреевича Томилова, который  подарил нам свой последний сборник.

Слова любви к родному краю и признательности великому писателю прозвучали из уст почетного гражданина Казачинско-Ленского района Веры Ивановны Оксененко. Кроме того, она преподнесла нам огромный пакет овощей и зелени со своего огорода. И все последующие дни мы с благодарностью вспоминали добрую женщину из Ключей, доставая очередную порцию для салата.

Апогеем этого замечательного дня стала встреча с участниками другой,  православной краеведческой,  экспедиции из Якутии под названием «Возрождение». Ее основатель и руководитель – благочинный Ленского округа протоиерей Анатолий Астафьев. С 2011 года под его началом научные сотрудники, педагоги, а с ними — группа школьников отправляются в путь для изучения истории православия непосредственно «на земле». Первая экспедиция  пролегла по маршруту поездки 1913 года священномученика Евгения (Зернова), впоследствии митрополита, расстрелянного в 1937 году. Цель  — зафиксировать, в каком состоянии находятся деревни и села, сельские храмы бывшего Киренского уезда. С тех пор ленские православные следопыты  приобрели опыт настоящих исследователей с научным подходом, осуществив несколько крупных проектов, один из них — «На Север сквозь века. Храмы Приленья».  Надо ли говорить, что отец Анатолий, являющийся настоятелем храма во имя уроженца деревни Анга Качугского района святителя Иннокентия (Вениаминова), прекрасно знаком как с Иркутской митрополией, так и с культурой Восточной Сибири, в том числе с трудами Галины Медведевой.

— Когда мы узнали, что проводится такая презентация, то захотели непременно на ней побывать. А когда поняли, что можем не успеть – взяли такси, и вот приехали. Чтобы послушать вас и пригласить на подобное мероприятие к нам в Ленск, — сказал он.

Мы с радостью приглашение приняли и теперь готовы к разработке новых маршрутов сотрудничества. Честно сказать, мы увидели редкий пример употребления слова «Возрождение» не для красоты, а по прямому назначению. И это очень вдохновляет и обнадеживает.

 Карам, Тарасово, Юхта

 

Кто из знакомых Галины Витальевны не слышал про деревню Карам? Нет таких людей. Из всех трех с лишним тысяч населенных пунктов, изученных нашим директором, Карам занимает в ее сердце особое место. Там, в отдаленном, изолированном от мира уголке, живут необыкновенные – неотформатированные «цивилизацией» люди со своими самобытными обычаями, поведением, неповторимыми речевыми оборотами. По крайней мере, так было еще 20 лет назад. Когда-то Г.В. Афанасьева-Медведева записала здесь более сотни 90-минутных аудиокассет! Именно там жила знаменитая в фольклорных кругах баба Гутя, которая определила причину болезни своей подруги так: «Анька болет. А почему болет? Потому што пить не умет. Не пьёть, не пьёть, а потом как уыпьеть –  вот и болет…» Николай Павлович тоже большой поклонник карамского говора и карамской натуры. В общем, Галина мечтала показать всем остальным членам экспедиции — мне, Ирине и водителю (по совместительству видеооператору) Косте — это чудное местечко. А мы, соответственно, — увидеть.

В отличие от прежних времен, когда в Карам добирались только по Киренге или зимой на санях, сегодня можно и по летней лесной дороге на машине. Что мы и сделали. А вот электричество там по-прежнему вырабатывается «движком», то есть генератором, и подается порциями, хотя и крупными, чтобы холодильники не успели разморозиться. И сотовой связи нет, а вай-фай – в одном месте, и то кое-как. Так что сохранять  самобытность возможности есть. Да только хранителей заметно поубавилось. Нет уже тех чудных бабушек, редки настоящие охотники. Рыболовов, правда, побольше. Мы и остановились у заядлой рыбачки и преданного культуре человека – Татьяны Брусовой. Она стала нашим надежным сталкером во всех областях карамской жизни, консультантом и учителем рыбной ловли. Именно она рассказала нам о том, как надо готовить тарАк, предварительно угостив этим молочным напитком (типа ряженки). И о траве, которой снимают урос с ребятишек, и о многом другом.

Попали мы в Карам 22 июня, в День памяти и скорби, который жители свято чтут. И в сельском клубе по этому поводу собралась значительная часть села. Так что никого специально на презентацию книги «Народное слово в рассказах и повестях Распутина» собирать не пришлось. Литературно-музыкальная композиция в исполнении сельских артистов плавно и естественно перетекла в разговор о народной культуре. А военные песни сменились старинными, теми самыми, которые певали достопамятные карамские бабушки.

А на следующий день мы отправились непосредственно к ним, еще сохранившимся и не до конца покорившимся недугам.  Собственно говоря, из таковых нашлась лишь одна – 95-летняя Дарья Яковлевна Сафонова,  которая была «мужской рукой в колхозе» и «три раза смерть пережила». Она помнит рассказы родных о «карамской трагедии», коей они сами были свидетелями и по милости Божией спаслись от бандитов. Ну, и свою горькую судьбину, где, впрочем, находилось место песням и шуткам. Баба Даша не только спела, но и пыталась станцевать, да с кровати не получилось вскочить…

Ее племянница Римма Кузьминична Антипина дополнила объемную картину семейной истории. В ней главное место занимало милосердие. Потому что Римму как раз вырастила тетя Даша, а затем как бы подхватил муж Николай — добрый человек, с которым разделила все горести и радости.

Покидали мы село со смешанными чувствами. Да, не тот уже Карам, далеко не тот. Но, слава Богу, жив. И еще детей растит. И поет…

В Казачинско-Ленском районе мы также посетили деревни Юхта и Тарасова. В последней встретились с библиотекарем Валентиной Григорьевной Тарасовой, тезкой писателя Распутина, с которым она общалась в том памятном 2008 году.

Мать Ангара

А дальше вдоль Байкало-Амурской магистрали мы отправились в Северобайкальский район, край рыболовов и нерповщиков, на Верхнюю Ангару. Всем известно, что Ангара, вытекающая из Байкала, является его непокорной дочерью, убежавшей к жениху Енисею. И если Байкал – отец, то  Ангару, вторую (после Селенги) по полноводности реку, которая впадает в озеро, наверное, можно назвать матерью взбалмошной красавицы. Она и сама не менее прекрасна, хотя по характеру спокойней. Так, по крайней мере, нам показалось, чему способствовала тихая, солнечная, по-настоящему летняя погода, сопровождавшая нас в этом путешествии.

В этом летнем покое село Верхняя Заимка выглядело совершенной пасторальной картиной, написанной умелым, любящим художником. Особенно с реки. Но и на суше оно радовало своей заметной живостью. По улицам передвигались совсем не сонные коровы, люди разных возрастов, ребятишки – на великах, квадрациклах, а чаще – просто бегом. Спешили они понятно куда – к матери-Ангаре. Там в заливчиках прогрелась вода! Потом мы долго любовались этим воплощением детского счастья – купанье, с визгами и хохотом, прыжками с берега, нырянием, брызгами и снова – звонким смехом. Туда же, к живительной влаге, устремляются и животные. И ах, как это приятно глазу! Но, конечно же, взрослая часть жителей чувствует себя не столь безмятежно. Повсеместные проблемы  коснулись этого земного рая, вызвав отток населения. Так что в огромном здании школы сегодня в 11-ти классах обучается всего 69 человек…

Кстати, первое, что бросается в глаза вошедшему в школьный двор, налево над крыльцом — портрет молодого военного с подписью «Он воевал за тебя. Гордись и помни». Это  выпускник  2013-го года Иван Нелюбин, ушедший добровольцем на защиту Донбасса и погибший во время взятия Мариуполя. Короткой жизни Вани посвящен и стенд на околомузейной стене «Не заживет на сердце рана». «Хороший был мальчик, — вздыхает учитель истории. – Отзывчивый, смелый… Воспитывал его дедушка. А в Донбасс уехал, говорят, к отцу…»

И вот пополнил список героев-односельчан… Нелюбины – одна из коренных фамилий Заимки. Но больше всего здесь Панамарчуков. В музее можно увидеть огромное, многоветвистое генеалогическое древо этого рода. К сожалению, представители старших поколений уже ушли в мир иной  Но с одним из потомков по материнской линии Анатолием Николаевичем Гольским мы все же встретились. По профессии – колхозный киномеханик, а по натуре, как положено, охотник и рыбак. Много занятных историй  поведал он нам на эту тему.

С радушием приняла нас Валентина Петровна Мертвецова, которой в августе исполнится 90 лет. Она  совершила настоящий материнский подвиг, поднимая восьмерых собственных детей и Алёшку – сына второго мужа. И сейчас раздвижной стол в «повАрке»  всегда ждет тех, кто за ним в разные времена сидел за трапезой. Нас тоже приглашали, укрепив желание вернуться в этот уголок на Верхней Ангаре, где сейчас, как в былые времена по всей Руси, уходя, дверь на замок не закрывают.

 

Нижнинские и соседи

Имя матери Ангары содержит в своем названии и районный центр Северобайкальского края – поселок Нижнеангарск, то есть находящийся  в низовьях реки.  Его жители называют себя «нИжненскими». Интересно и, наверное, символично, что административный центр не перенесли в новый современный город, а оставили на прежнем, историческом месте. Здесь нас принял глава муниципального образования Игорь Валерьевич Пухарев. Он немного рассказал о развитии территории, людях и подарил книгу «История Северобайкальского района». Мы в  ответ преподнесли своего «Медведя». На протяжении всех дней пребывания нашим гидом и помощницей была заместитель мэра по социальным вопросам Наталья Викторовна  Сенюшкиназа что мы выражаем ей огромную благодарность.

В самом Нижнеангарске она организовала нам встречи с ветеранами труда, старожилами Ниной Иосифовной Добрицкой,  Валентиной Аркадьевной Зиминой, Татьяной Петровной Темниковой, Валентиной Викторовной Григорьевой, Валентиной Семеновной Ворониной и Тамарой Анисимовной Соловьевой. Рассказы каждой из этих женщин заслуживают отдельного внимания.

Наталья Викторовна познакомила нас с уникальным мастером, строителем лодок и яхт из соседнего Душкачана Ильей Андреевичем Наумовым. И с особым чувством и удовольствием – со старожилом села Холодное Виктором Алексеевичем Ганюгиным. Потому что этот интереснейший и достойнейший во всех отношениях человек  — ее отец.

Виктор Алексеевич – из всех коренных коренной. Эвенк по национальности. Окончил в свое время Ленинградский институт народов Севера, и много-много  лет преподавал математику в родной школе.  Но не просто преподавал — творил вместе с ребятами, и не только в математическом деле. Он старался привить им любовь к родному краю, его истории, традициям предков, промысловым умениям. Раньше, когда все село занималось рыбалкой и охотой, это было легко и естественно. Сейчас же, чтобы дети хотя бы немного приобщались к делу, приходится прибегать к «хитростям», то есть –  играм. Они столь занятны, что и мы невольно увлеклись. Здесь вы можете увидеть некоторые успехи участников экспедиции.

 

Наследники Победы

Больше всего времени мы провели в старинном селе Байкальском, которое изначально носило имя Горемыка. Его достопримечательность, особо дорогая для нас, — церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского, построенная в начале 20-го века. Она стоит на пригорке. А под нею – печальная картина разоренных цехов по обработке нерпы, бывшая слава и богатство колхоза «Победа». Все жители не просто добрым словом, но с восторгом вспоминают благословенное время своего процветания. Хотя и давалось оно огромным, порою страшным, титаническим, непостижимым для городского человека трудом. О драматических моментах из жизни нерповщиков и их семей рассказала нам вдова одного из самых выдающихся промысловиков, мать четверых  потомственных охотников Нина Сергеевна Татарникова. Она же позволила нам сфотографировать приспособления и снасти, которые и сегодня используют ее сыновья.

Бесценную информацию получили мы в уникальном учреждении — частном музее-избе, основанном Александром Швецовым в доме своего деда, который завещал ему хранить старину. К сожалению, сам «директор» оказался в отъезде, но его родители  представили все экспонаты в лучшем виде. Аркадий Анисимович сам был «башлыкОм», то есть бригадиром, а также водителем, способным перескочить или переехать по дощечкам любую щель во льду. Он так и сыпал профессиональными словечками (гондолАвина, харбАлка, дублЯнка, воротЯшка и т. д.), которые в любом другом быту кажутся диковинными. Показывал, как надо настроить парусОк на лодке, чтобы незаметно подобраться к нерпе, как прицелиться и что делать дальше.

А крайне скромную Галину Ивановну мы вынудили сесть на своего «конька» — хлебопечение. В колхозе ведь была своя большая пекарня, выпускавшая широкий ассортимент изделий. А вообще коллектив колхоза «Победа» успешно работал  в 11 (!) отраслях народного хозяйства! К труду приучали с раннего детства. Да не то что бы и приучали — это был вполне естественный, будничный процесс.

— У нас не было слова «нет», — вспоминала педагог Любовь Александровна Аксенова. – В 14-15 лет мы были полноценными работниками, которые выполняли задания, получали зарплату. И мы умели всё!

75-летняя  Любовь Александровна поразила (и заразила!) нас своей энергией и артистизмом. Спокойно сидеть и что-то повествовать она не может. Ей непременно надо иллюстрировать рассказ жестами и выражением лица. Передвигаясь по улице так, что мы едва поспевали за ней, показала  исторические строения больницы, садика и жилые дома.

Вообще мы отметили, что большинство жителей Байкальского такие – стройные и энергичные. Возможно, «виной» тому нерпичий жир, который здесь и сегодня широко используется.

Мы очень благодарны всем нашим респондентам, а также – главе сельской администрации Игорю Михайловичу Дорофееву, его помощницам по делам культурным и общественным – Светлане Геннадьевне Ситниковой, Полине Михайловне Бокун, Валентине Павловне Татарниковой и заведующей школьным музеем Валентине Михайловне Бобровой. Невзирая на потерю колхоза-миллионщика, они остаются настоящими наследниками Победы.

Щемящее чувство дороги…

Ввиду огромности сибирских расстояний дороги заняли у нас, наверное, треть всего времени. Поэтому пропустить впечатление от них я никак не могу. Они радовали и огорчали, вдохновляли и наводили уныние, манили и пугали, уводили в небо и ниспровергали в яр…

Особо впечатлила дорожка в районе освоения Ковыктинского нефтегазового месторождения. Узкая, с глубокими выбоинами, на высокой насыпи. Даже если бы мы двигались по ней одни, то и тогда мало бы кто нам позавидовал. Но мы там были далеко, далеко не одни! Десятки мощных машин, каких в обычной обстановке не встретишь,  то обгоняли, то двигались навстречу, заволакивая окружающий мир тучами рыжей пыли. Мостики строятся, но, кажется, подобные картинки мы видели и три года назад.

Наохавшись, мы полностью доверились нашему виртуозному водителю Косте, а  сами начали, как водится, вспоминать песни о дороге. На ум все больше шли военные с междометием «эх!»: «Эх, дороги…», «Эх, путь-дорожка фронтовая…», ну, и более оптимистичные: «Дорога без начала и конца…» и тому подобные. Но особенно порадовало воспоминание о том, что «счастлив, кому знакомо щемящее чувство дороги». Как раз на этих словах нас подбросило под самую крышу и резко опустило…

В общем, выдержали. Но вот какие мысли невольно посещают. Везде по городам и весям БАМа мы видели плакаты и стикеры «Своих не бросаем!». Народу близок этот посыл. Вон Ваня Нелюбин даже погиб за своих на далеком Донбассе. Да, наверняка не он один…Не знаю, есть ли подобные постеры в ковыктинских поселках (на машинах не видели). И есть ли понятие о «своих» у руководства «Газпрома», считают ли они своими хоть кого-нибудь из среды местных жителей (не говоря уж о дальней России)? Безжалостно уничтожая дороги, калеча тайгу, выкачивая недра, что дает взамен эта исполняющая неизвестно чьи мечты организация государственного уровня? Вот, говорят, взяли на работу 10 охотников, чтобы от медведей защищали вахтовиков… Да здравствуют медведи! Чем больше их будет, тем больше коренных северян обретут заработок. А иначе – пока никак.

Конечно, общественность не сидит сложа руки. Та же Дума Казачинско-Ленского района письма пишет, обращения всякие. Надеются, что услышат. Ну хотя бы про дорогу. В конце концов, там же и газпромовские ездят! И в аварии попадают, и изнашиваются, и … Неужели они тоже не «свои»?

Не хотелось бы заканчивать наш рассказ на печальной ноте. Будем надеяться, что все это временные «издержки».  Как бы то ни было, «счастлив, кому знакомо щемящее чувство дороги» и кто сумел его сохранить, невзирая ни на что.

Дом культуры села Карам
« 1 из 16 »

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *