Подлёдная ловля осетра адуром на Ангаре (в устных рассказах русских старожилов Байкальской Сибири)

Традиционно рыболовство было одним из основных промыслов русских старожилов, проживавших на берегах р. Ангары. «На р. Ангаре в 1897-1898 годах в пределах Братского района вылавливалось стерляди и осетра 1300 ц., а в Нижне-Илимском районе свыше 4000 ц.» (2, с.4).

Рыба составляла основной рацион ангарцев. «Ну чё, рыбы навалом было! Мы же привычные на рыбу. Мы же без рыбы не можем. Мне вот летом пусть мяса не будет, лишь бы рыба была». [93 (11)] Считалось, что стол без рыбы неполноценен. Такой стол называли «косым». «Косой если стол, значит, нету рыбы на столе. Ха-ха! Всё съели — значит, добавляй. Стол косой. Ага, стол косой. Добавляй рыбу, значит». [666 (21)]

Потребление рыбы было, говоря современным языком, чрезвычайно экологичным, фактически безотходным. В домашнем хозяйстве находилось применение не только мясу рыбы, но и субпродуктам. В пищу употреблялась «визига» — оболочка хорды, «пуп» — внутренние органы, молоки, голова. Из гонад самок («максы») вытапливался рыбий жир, который использовался, в том числе, как лечебное средство. «Надо красну тряпку шерстяну и жиром намазывать больно место, рыбьим жиром намазывать, и мелом натереть, и обсыпать, и обёртывать. Вот и всё леченне». [231 (21)] Высушивая плавательные пузыри, получали рыбий клей («карлук»), широко использовавшийся в домашнем хозяйстве. «Осетринный же клей был. А его сразу, когда порешь, осетра, и сразу повешаешь на гвоздик. Он высохнет. А потом его слаживашь в мешечек. А когда варить надо, его молотком разобьёшь так, сверху эту шкурочку сдерёшь с него, и всё. И слаживашь, там в каку кастрюлю дашь ему варить-то. А он сварится… Старики тоже не глупые были, если сварили, поставили. Застыл как холодец — всё! Хорошо клеить будет. Всё, его обратно разогревают, до кипету, до ключа доводят его». [271 (20)]

«Адурили» подлёдно с конца ноября либо начала декабря. В рассказах встречается упоминание о привязке начала «боя» осетра адурами к 21 ноября: «Но зимой-то адурили. Это вот дед и тятя рыбачил, оне добывали. Как лёд замёрзнет, уже по льду можно ходить (Ангара на Михайлов день вставала, это двадцать первого ноября), торосовато уже было. Ну а где вот так замерзала, гладь была (народ знал места), продалбливали прорубь и там адурили». [816 (2)] Данный вид рыбной ловли заканчивали, по некоторым рассказам, на Пасху, по другим – на Евдокию Плющиху (1 (14) марта). В ряде рассказов упоминается о том, что чаще адурили в начале и в конце зимы, когда не было сильных морозов.

«[— А адуром когда добывали: ноябрь, декабрь или всю зиму? — Собир.].

Нет, не всю зиму.

[— Когда лёд ещё тонкий? — Собир.].

Ну, лёд замёрзнет, уже такой толщины будет, полметра где-то. А потом вот зимой-то почему-то всё, не занимались. Старики всё знали». [94 (4)]

Осётр располагался на зимовку на ямах, которые назывались «зимовальные». Это углублённые участки речного русла, расположенные внизу порогов. Находящаяся в спячке рыба стояла в зимовальных ямах «плотяком» — то есть располагалась близко друг к другу в несколько слоев. «По всёй Ангаре ямы эти зимовальные. Вот здесь, в Невоной, были ямы, и так туда, ниже Тушамы, и в Кеуле. А у нас вот против нашего острова нигде ям не было, а вот уже в Бадарме, туды выше Бадармы — были, километра четыре. И наши туды вот сизовские и бадарминские ходили все на те ямы. Она там вставала на ямы, они дружные, вот эта стерлядь-то, как мокчёны. Там — киш их, на ямах-то! И оне вот так стоят, друг на дружке, ложатся в зиму. Плотяком».  [211 (1)]

Наблюдение старожилов за сезонным поведением рыбы привело к появлению различных видов рыбалки, изобретению и применению наиболее уловистых снастей и орудий лова. Для подлёдной ловли осетра наиболее эффективным оказался адур – большая острога, представлявшая собой кованую вилку с тройным либо четвертным жалом и длинным черенем, который наращивался из нескольких шестов («бадог») в зависимости от глубины ямы. Глубину замеряли с помощью веревки с грузом (например, камнем). «И вот в эту яму, вот адура, и всё, и эту адуру там пятнадцать метров, может, двадцать, каку глубину-то оне верёвкой смерят, камень привяжут, спустят. И потом выташшат, и всё, и нарашшивают вот такие бадоги». [94 (4)] Таким образом, длина адура могла достигать 20, 30 и даже 40 метров, при том, что длина бадога составляла от 4 до 7 метров. Черень утончался кверху. Зубы остроги были до полуметра длиной с зазубринами, «чтобы больше рыбы-то подделося туды». [94 (4)] Встречается упоминание об использовании березовой вилки для адура. «И вот тятя говорел, такие, гыт, вилки сделают берёзовые. И вот так спускают-спускают. А когда ударяют в рыбу, это два сильных мужука, всё! Поймали, достают». [816 (2)]

До ледостава старики ездили на место ямы, чтобы узнать, есть ли рыба («слушали, где она играт»). «И вот потом ездят старик или два старика, слушают, где она играт. Она не везде, только на яме, ага». [816 (2)] Расположение ямы фиксировалось метками на берегу.

Подледный бой осетра адурами был занятием коллективным, на него собирались до 20 человек. «Мужиков двадцать, однако, собярутся, пролуб вырубят большу и адурят». [212 (1)]

Бой осетра обычно регулировался местным старостой, либо назначенным «старшим», который указывал место, где рубить прорубь и определял дозволенный объём улова, который мерился кулями. «А это же раньше, как говорится, туда приезжали, там уже местны жители, ихный местный староста, к нему обращаются…». [608 (8)]

Рыбаки разбивали во льду большую борозду, либо прорубь. Надо было угадать, где стоит рыба. Поэтому могло рубиться несколько прорубей. Когда обнаруживали рыбу, прорубь расширяли до полутора и более метров.

Для манипуляции адуром требовалась значительная физическая сила. За одним адуром могло находиться от 2 до 10 человек («адурщиков»). Сообща производился удар и продавливание вниз адуром, чтобы зубцы прошли ниже. «Но там караулят, адуршшикох-то много было. Вот таки вилки сделают с чернем, с ней даже и справиться трудно, она така длинная, черень-то. Ну и когда их туда спускают-спускают, а потом как дадут этим адуром-то туда»! [212 (1)] При удачном ударе на острогу могло попасть до 3, 4, в некоторых рассказах до 6, 7 осетров за один раз. Рыбу вытаскивали на лед, и процедура повторялась.

Улов вывозился на санях, он мог храниться замороженным в виде поленниц, соленым в деревянных «кадушках». «А осётр он в соли очень хорошо. Вот солёная осетрина хороша. Картошка в мундере и солёная осетрина. Ничего вкуснее нет! Дак ить её солили кадушками, ушатами». [331 (19)]

Строительство ГЭС, процесс затопления лож водохранилищ местные жители восприняли как вредительство, так как стали свидетелями невосполнимого урона флоре и фауне малой родины, утраты традиционного уклада жизни, в том числе и данного вида рыболовного промысла. «Рази так можно жить? Это бы так вот раньше стариков поднять, они бы сказали, что это вередители пришли. А как? Вередители! Всё угробили. Зачем нам стоко ГЭСов?» [232 (6)]

Места бытования

Объект бытовал в деревенской, сельской среде, в старожильческих семьях.

Информация о подлёдной ловле осетра адурами на Ангаре зафиксирована в 13 населенных пунктах Иркутской области и Красноярского края.

О широкой распространенности и активном бытовании традиционной подлёдной ловли осетра адурами на Ангаре свидетельствует 38 устных рассказов из «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» (тома 1, 3, 4, 6-8, 11, 16, 18, 19-21).

Места фиксации устных рассказов русских старожилов Байкальского края о кедровом промысле

Иркутская область, Усть-Илимский район

с. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области [208 (1)] [209 (1)] [210 (1)] [828 (1)] [654 (3)] [291 (7)] [93 (11)] [33 (18)] [34 (18)] [419 (19)] [271 (20)]

пос. Невон Усть-Илимского района Иркутской области [211 (1)] [212 (1)] [816 (1)] [817 (1)] [94 (4)] [232 (6)] [296 (7)] [684 (21)]

с. Ершово Усть-Илимского района Иркутской области [233 (6)]

с. Бадарма Усть-Илимского района Иркутской области [297 (7)]

Иркутская область, Братский район

c. Усть-Вихорево Братского района Иркутской области [167 (3)]

с. Большеокинское Братского района Иркутской области [290 (7)] [331 (19)]

с. Кобляково Братского района Иркутской области [230 (21)] [231 (21)] [666 (21)] [678 (21)]

Красноярский край, Богучанский район

пос. Богучаны Богучанского района Красноярского края [842 (1)] [565 (21)]

с. Чунояр Богучанского района Красноярского края [292 (7)]

Красноярский край, Кежемский район

д. Сыромолотово Кежемского района Красноярского края [289 (7)]

с. Кежма Кежемского района Красноярского края [608 (8)] [677 (21)]

с. Проспихино Кежемского района Красноярского края [98 (11)]

с. Недокуры Кежемского района Красноярского края [16 (16)]

История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)

С 1981 года по 2005 год рассказы о подлёдной ловле осетра адурами на Ангаре зафиксированы и изучены в ходе полевых исследований, оцифровки данных, научной обработки источников доктором филологических наук Галиной Витальевной Медведевой, в том числе фиксация рассказов производилась Медведевой Г.В. в ходе полевых экспедиций ФА ИГПУ совместно с Соловьёвой М.Р., Матюшиной М.А. С момента открытия Государственного бюджетного учреждения культуры Иркутской области «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» в 2012 году и по настоящее время оцифровку данных, исследовательскую работу ведут и сотрудники данного учреждения под руководством директора Г.В. Медведевой. Периодичность фольклорно-этнографических экспедиций – несколько раз в год.

Носители:

Бобровникова Зинаида Петровна (1940 г.р.) c. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области [654 (3)]

Брюханова Анна Михайловна (1930 г.р.), пос. Богучаны Богучанского района Красноярского края [842 (1)] [565 (21)]

Брюханов Михаил Поликарпович (1924 г.р.), в с. Недокуры Кежемского района Красноярского края [16 (16)]

Зарубина Анна Михайловна (1930 г.р.), с. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области [208 (1)] [828 (1)] [93 (11)] [34 (18)] [271 (20)]

Зарубин Ефим Иннокентьевич (1942 г.р.), с. Ершово Усть-Илимского района Иркутской области [233 (6)]

Зарубин Роман Иванович (1927 г.р.), с. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области [209 (1)] [210 (1)]

Карнаухова Елена Максимовна (1910 г.р.), в с. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области [33 (18)]

Карнаухов Вениамин Иванович (1930 г.р.), п. Невон Усть-Илимского района Иркутской области [232 (6)] [684 (21)]

Кокорин Егор Иванович (1920 г. р.), в с. Кежма Кежемского района Красноярского края [608 (8)] [677 (21)]

Кулаков Степан Яковлевич (1929 г. р.), д. Сыромолотово Кежемского района Красноярского края [289 (7)]

Москвина Капитолина Александровна (1929 г. р.), пос. Невон Усть-Илимского района Иркутской области [211 (1)] [212 (1)] [817 (1)] [296 (7)]

Москвин Василий Перфильевич (1927 г.р.), пос. Невон Усть-Илимского района Иркутской области [816 (1)], [94 (4)], [297 (7) (с.Бадарма)]

Погодаева Дора Николаевна (1940 г.р.), c. Усть-Вихорево Братского района Иркутской области

[167 (3)]

Полякова Липа Михайловна (1925 г. р.), с. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области [291 (7)] [419 (19)]

Попова Клавдия Константиновна (1918 г. р.), с. Большеокинское Братского района Иркутской области [290 (7)] [331 (19)]

Попов Виталий Павлович (1929 г.р.), с. Проспихино Кежемского района Красноярского края [98 (11)]

Рукосуев Иван Иванович (1933 г. р.), с. Чунояр Богучанского района Красноярского края  [292 (7)]

Серышева Александра Егоровна (1931 г. р.), с. Кобляково Братского района Иркутской области [231 (21)]

Чупина Варвара Савельевна (1920 г. р.), с. Кобляково Братского района Иркутской области [230 (21)]

Чупин Максим Александрович (1932 г. р.), с. Кобляково Братского района Иркутской области [666 (21)] [678 (21)]

Современное состояние объекта

Строительство каскада ГЭС на р. Ангара и наполнение лож Братского и Усть-Илимского водохранилищ привели к исчезновению зимовальных ям, изменению ихтиофауны. Резко сократилась численность речных видов рыб, с том числе осетра. Вследствие этого данный вид традиционного рыбного промысла был полностью утрачен.

Способы и формы передачи традиции

В настоящее время передаётся лишь память об утраченном виде традиционного рыбного промысла.

  • Передача в виде устных рассказов внутри населенного пункта, от хозяина к хозяину, от старших к младшим внутри одной семьи и т.д.
  • Фиксация объекта в Реестре объектов нематериального культурного наследия Иркутской области, размещенном на сайте ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии»
  • Фиксация сюжетов о подлёдной ловле осетров адурами на Ангаре в виде устных рассказов старожилов в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» (тома 1, 3, 4, 6-8, 11, 16, 18, 19-21).
  • Профессор Г.В. Медведева с 80-х гг. XX века по настоящее время использует сведения о данном виде промысла на лекциях в Иркутском государственном университете.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры

Сотрудники ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» включают информацию о подлёдной ловле осетра адурами на Ангаре в тематические занятия, мини-лекции, интерактивные беседы со школьниками, гимназистами, лицеистами Иркутска.

Источники информации:

Литература

  1. Афанасьева-Медведева, Галина Витальевна. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири : в 21 т. – Иркутск : [б. и.], 2007 -2019.
  2. Егоров А. Г. Промысел красной рыбы на реке Ангаре. – ОГИЗ Иркутское областное издательство, Иркутск: 1943 г.
  3. Макаренко А. А. Промысел красной рыбы на Ангаре : с 10 рисунками и 6 картами / А. А. Макаренко ; М. З. и Г. И. Департамент Земледелия. — С.-Петербург : [б. и.], 1902. — [4], 56, [5] с. : ил., 10 л. рис., 6 л. карты. — 0.25 р.
  4. Мишарин К. И. Рыбы и рыбный промысел в Иркутской области / К. И. Мишарин. — Иркутск : Иркутское областное изд-во, 1950. — 52 с. — 0.95 р.
  5. Промысел красной рыбы на р. Ангаре. — СПб. : [б. и.], 1902. — 56 с. — 0.65 р.

Архивы

  1. Личный архив Г.В. Медведевой.
  2. Архив Педагогического института Иркутского государственного университета.

 

Фонды

Записи аудио- и видеоматериалов с устными рассказами, письменная фиксация, фотографии хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» (г. Иркутск, ул. Халтурина, д.2).

Авторы/Составители

Исследователь, хранитель, эксперт, ответственное лицо – Галина Витальевна Медведева, директор ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии».

Составители описания ОНН: сотрудники ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» Н.А. Напартэ, И.Г. Никулина.

Тексты 01. «Тексты устных рассказов о подледной ловле осетра адуром на Ангаре». Автор фиксации: директор ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» Медведева Галина Витальевна. 1980-2020 гг. Место фиксации: Иркутская область, Забайкальский край, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия. Место хранения: ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» по адресу: Иркутск, ул. Халтурина, 2. Публикация: Афанасьева-Медведева Г. В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири.

Сведения, сопровождающие фотоматериалы:

Фото 01. Адур / áдура — острога — рыболовное орудие, при помощи которого добывали осетра на реке Ангара. Автор фиксации: неизвестен. Место хранения материалов: фонды ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии», адрес: Иркутск, ул. Халтурина, д. 2. [76 (1)]

Фото 02. Острога. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1981 г., село Горбица Сретенского района Читинской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой. [211 (2)]

Фото 03. Вид на реку Ангару. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1996 г., село Пинчуга Богучанского района Красноярского края. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой. [213 (2)]

Фото 04. Анна Михайловна Зарубина (1924 г. р.). Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1995 г., село Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой. [300 (2)]

Фото 05. Кованая острога. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1982 г., село Манзя Мотыгинского района Красноярского края. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой. [611(5)]

Фото 06. Река Ангара зимой. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 2001 г., Кежемский район Красноярского края. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой. [817 (7)]

Фото 07. Река Ангара зимой. Фото 1954 г. Автор фиксации: неизвестен. Место хранения материалов: фонды ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии», адрес: Иркутск, ул. Халтурина, д. 2. [819 (7)]

Фото 08. Самоловник — строение (избушка) для хранения рыболовных снастей, расположенное на берегу реки Ангары. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1997 г., село Кобляково Братского района Иркутской области. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой. [77 (13)]

Фото 09. Самоловники — однокамерные срубы, стоящие на берегу реки Ангара, используемые для просушки и хранения рыболовных снастей. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1998 г., село Чадобец Кежемского района Красноярского края. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой. [14 (17)]

Фото 10. Острога, при помощи которой добывали рыбу. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1996 г., село Мозговая Кежемского района Красноярского края. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой. [86 (17)]

Фото 11. Виктор Калинович Шаманский (1932 г.р.) с осетром, пойманным в Ангаре. Автор фиксации: неизвестен, 1960 г., село Подъеланка Усть-Илимского района Иркутской области. Место хранения материалов: семейный архив Л.А.Сазоновой,

Фото 12. Карлук — клей, сделанный из осетра. Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 1996 г., село Аксёново Кежемского района Красноярского края. Место хранения материалов: личный архив Г.В. Медведевой. [330 (3)]

Примечание:

В квадратных скобках обозначены: первой цифрой – номер текста, второй цифрой – номер тома «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири», в котором этот текст опубликован. Например, [450 (21)] – 450 – номер текста, 21 – номер тома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *