Кедровый промысел в Байкальской Сибири в устных рассказах русских старожилов

История организации промысла.

Среди материалов, которые были зафиксированы фольклористами, большой объём составляют рассказы о кедровом промысле.  Этот промысел традиционен для русских старожилов Байкальской Сибири. Традицией определялись сроки сбора урожая, распределение территории кедровника для промысла, правила поведения сборщиков в кедровнике, организация труда и использование орудий труда. Кедровый орех и продукция на основе ореха были неотъемлемой частью рациона русского сибирского крестьянства. Лексика данного промысла отличается разнообразием. Например, встречаются многозначные слова, такие как «табор», «сайба», «орешник». Многие орудия труда, продукты кедрового промысла имеют множество наименований. Лексика промысла может стать предметом профессионального исследования.

Впервые платный порядок кедрового промысла был установлен постановлением иркутского генерал-губернатора от 1 ноября 1913 года (опубликован в «Иркутских губернских ведомостях» за 1913 год, №572). Этим документом предусмотрено, что «каждое взрослое лицо прежде отправления за сбором орехов должно получить билет по уплате за него 20 копеек».[1] В рассказах старожилов, зафиксированных начиная с конца 80-х годов XX века и по 2019 год, не встречается воспоминаний о платном использовании кедровых угодий. В советский период кедровый промысел в промышленных масштабах велся промхозами по принципу традиционного устройства промысла.

По рассказам старожилов, в годы Великой Отечественной войны кедровый промысел был спасением от голода, хотя на заготовку орехов приходилось «убегать крадче».

«Вот в голод-то мы им поправилися, орешником этим. А не отпускали же. Работать надо было. Война! (…). А мы с Аришей крадче убежим». [9 (1)].

«В войну мы токо этим и питались. Вот высушим их, сухо-сухо, и вот хрумком наешься, водички попьёшь — и сыт, пьян, и нос в табаке.

[— Хрумком? — Собир.].

Но. Хрумком, вместе с шелухой. Нахрумтишься, ну, наешься. Некогда шшалкать‑то. А кого?! Я пока шшалкаю, а у нас семья была большая, я сырком, мама ешшо имям сыпет, но там стакашек маленький или горсточку». [16 (7)].

Помимо использования орехов для личных нужд, многие старожилы добывали орех для последующей реализации.

«Отбелкуют, повезли орехи продавать, уже вымолотый орех. И оставляешь себе на масло, на щелчок себе оставляешь.

[— На щелчок оставляешь? — Собир.].

Но а как же?! Обязательно! Щелкать-то надо. До нового-то ореха оставляешь же себе. А у нас был ларь такой большой. Мы, бывало, насушим, высушим, в этот ларь сыпем их. Орешешный ларь <…>. Это семя на вышке, конопляно, а орехи-то в амбаре лежат в врешешном». [442 (9)].

Традиционный кедровый промысел требовал коллективной организации труда. «Мы артельно ходили. Артелью сыпали». [372 (3)]. Часть рассказчиков такой способ организации труда описывают выражением «табором ходили». [373 (3)].

Старожилы называли кедр «кёдр», «кедра», «кедра», «кедрина», «кедруха», «кедро».

Кедровый лес («кедрач», «кедрак», «кедраш», «кедровник», «кедряк», «орешник») согласно обычному праву распределялся между конкретными хозяевами. Такие участки называли «гайками», «кедровыми делянами», «ухожьями». Об урожайном участке говорили, что это «хороший гаёк». Старожилы знали, что чем моложе кедровый лес, тем он урожайнее, так как на молодых деревьях шишки больше и орех крупнее. Такой лес называли «колотовой кедрач», «колотовник».

«Гаёк, а просто кедровник. А это там распределёны были старыми людьми гайки. Были все распределёны гайки. Если он хозяин имеет свой участок, другой хозяин уж туда не заходил. Он его обрабатывал сам, обихаживал. Старые убирал, чтобы ходить, не запнуться». [241 (10)]. Обустройством дороги к кедрачу также занимался конкретный хозяин. «У каждого своя дорога была. Он по своей дороге едет, например, километров пять-шесть проехал, например, Потапячий сворот там, дальше другой чей‑то сворот, там наш Волошачий был сворот». [138 (8)].

Основные конкуренты крестьянина в сборе урожая орехов — кедровка (тёрка), бурундук, белка, медведь, сойка

«Кедровка — о-о-о! Это ж страшная штука! Оне же армадой летят. Оне орехами запасаются на зиму. У них чистых орех, вы ни одного пустого не найдёте в зобу… Бурундуки много ореха заготавливают. Дед говорит, находил даже по ведру орех. На зиму затаскивают. Во рту таскает, такие щёки надует. Вот, каждое животное приспосабливается». [37 (4)]. «А раньше же их много ходило. Орешник же. А медведи-то любят орех. Жируют на ём». [231 (13)]. «Медведи, дак они на орехах и живут, они на кедро лазят. Вот он залезет на кедро небольшое, вершину сламыват и сбрасыват, а потом жуёт. Орехи жуёт, жуёт прямо с этим со всем. С этой, с созой-то, с копытами от шишки-то». [162 (20)].

В сборе шишки участвовали все члены семьи, включая стариков и детей. «Старики-то жили там до снегу, пока оне измолотят этот орех (…)». [153 (20)].

Отправляться на промысел кедрового ореха, заниматься промыслом кедровых орехов – «в кедру ходить», «в кедрач уходить», «кедрачить», «кедровать», «кедровничать».

О процессе сбора кедровых шишек и заготовки кедровых орехов говорили «добывать», «белковать», «шишковать», «добывать шишку». «И вот когда мужики отбелкуют, осенью орех-то добудут, там белкуют, орехи добывают…». [442 (9)].

Время начала «боя» (сбора) кедровой шишки было строго определено. «И дома всё сделали, по-моему, дак так было, и вот с Покрова они завозилися. С Покрова они и заезжали в орех. Там они орехи били и потом уходили всё на охоту там же». [159 (10)]. «Когда попало же не ходили в кедрач, там время было. Назначали старики бой орехов. А так-то воспрета же была. Наступит время, распрету делали, и начинашь кедровничать». [169 (20)].

Время сбора урожая определяли по спелости шишки. «Шишка когда она поспеет, ну, в сентябре, в октябре, а в августе она ешшо будет синяя и преть будет.

[— А как узнавали зрелость шишки? — Собир.].

А зрелость шишки сразу… как сколотишь, она синяя. Шишка синяя, копытик не отвернуть. А как только поспеет, колотнёшь кедру, она если только летит оттуда, может, двадцать четыре метра, как ударит об ком‑то там, то она рассыпатся, а та как мечик отскаковает. А сухая, она жёлтая делается». [586 (8)].

Основной сбор урожая кедрового ореха – поздняя осень (конец сентября – начало октября), «паданку» — упавший самостоятельно орех собирали и зимой, и весной, и летом.

Основной способ сбора шишки – «колотованием» («колочением»). Кедровые шишки сбивали, ударяя по стволу дерева большой колотушкой с длинной рукояткой. «Орех наш самый хороший был, колотной». [272 (2)].

Отправляться на промысел кедрового ореха, в ходе которого по кедру ударяют колотом, чтобы шишки падали на землю, называли «ходить на выколот», «ходить на выколотку». Сбивать при помощи специального приспособления шишки с кедров — «бить шишку», «кедрач бить», «орехи бить», «колотить», «колотовать», «боцкать».

Реже в рассказах встречается способ, при котором заготовщик влезал на дерево и стряхивал шишки, ударяя по веткам палкой. При таком способе скорость заготовки ореха была низкой, так как приходилось спускаться и влезать на следующее дерево. Поэтому некоторые заготовщики перелазили с дерева на дерево не спускаясь, что было рискованно. «Я лазила… Мы же так-то где достанем целую шишку-то? Я по кёдрам лазила. Вот залазишь, там уже её ходишь сбивашь или отрываешь, бросаешь, там внизу собирают. Где если ешшо выбирашь, но тяжело же лазить, это сил-то не хватает, это, они же кёдры высокие, ветки густые, там надо ужом пролазить. А там она раскачивается, матушка. Зелёное море!

[— Верхушка. — Собир.].

Верхушка, но, прелесть. И насрываешь это там, если поближе стоит кёдр, они же там сильные раскачивания, вот ту хваташь за ветку, второй кёдр, и это, стягиваются они, и перескакивашь на тот кёдр, чтобы не лазить-то взад-вперёд, вот что, выбираешь, чтоб вот такой. Но это опасно же, там упадёшь, всё. И оттуда уже сбрасываешь». [144 (20)].

Для заготовки кедровой шишки первым способом использовались специальные колотушки с длинной рукояткой («колот», «кий», «биток», «боец», «борец», «барц», «колотушка»). Колотушки были двух типов – одноручные и двуручные. Этот инструмент изготавливали здесь же, в лесу. Для более молодых деревьев использовался одноручный кий, с которым мог справиться один человек. Если с кедра после удара легко слетали все шишки, то его называли «бойным кедрачом», «битовым кедрачом». Для более старых, крупных деревьев («дубняк») мог использоваться двуручный колот, для манипулирования которым нужны были два, иногда три человека. «Бойцом били. Боец был одноручный. Но которы — двухручным по толстому кедрачу. Боец-то — вот така чурка, от така толшшины. А у этой черешок, так вот, чтоб повыше головы был. И от тут-то, примерно, вот лесина, ставишь, примерно сантиметров семьдесят — восемьдесят, но и — с разбегу бьёшь по кедрачу. Чё есть, сыпется оттудова». [38 (4)]. «Ну, две таких палки. Вдвоём. Один отсюда давит, а один — на себя. Двоеручный кий». [92 (4)].

Человека, работавшего колотом, называли «колотовщиком», «битаком», «бойщиком». С ним работали один либо несколько сборщиков, которые должны были смотреть, куда падают шишки, и собирать их.

Собранный урожай переносили на место стоянки.

В случае артельной заготовки дальнейшую обработку кедровой шишки производили также сообща. Затем полученный урожай делили.

В рассказах старожилов встречаются следующие соотношения объёмов добытой шишки и полученных в результате её обработки орехов: 6 к 1, 5 к 1, 4 к 1. «Пять кулей шишек — куль чистого выходит». [373 (3)]. «Один битак в день добувал четыре куля шишек — это куль чистого ореха». [498 (3)].

«Стойбо»заимка») — стан крестьянина в тайге, используемый в период заготовки кедрового ореха — также был закреплен обычным правом. «Раньше же у всех были свои стойба (…), у кажной деревни. Большедворово держали стойба по ручью, ручей Кругленький; вот там Григорьевско стойбо, Богатырёвско, Андреевско стойбо, Тепляшинско…». [387 (1)]

В рассказах также встречается другое название стана – «табор», потому что во время сбора урожая он мог использоваться коллективно. «Вот набьёшь там, потом на табор ташшишь, ну и вышелушивашь». [61 (21)]

На стойбе располагалось зимовьё («юрта», «балаган», «балагашек», «балагашечек»). «Он поедет в орешник, мы заезжаем, живём, у нас балагашечек был на стойбе…». [271 (2)]

На стойбе сооружали кухню («поварню», «поварку»). «В орешнике у нас там зимовьё сделано. Протапливается каменка, а сделана поварня варить. В зимовье же только ночевать, а поварня сделана: такая палка, крючья повешанные, и чтоб чашку, кастрюлечку под чай, под суп, вот таким родом огонь. Зимовьё с поваркой называли». [219 (9)]

Здесь же располагались приспособления для обработки собранной шишки, место для ссыпки и хранения шишки и орехов.

Стадии обработки шишки: обмолот, провеивание (либо просеивание), сушка.

Извлечь орехи из шишек («вышулудить») можно было с помощью нехитрых приспособлений. Для обмолота шишки использовались ручные орудия:

  • «валёк» и «тёрка»катало», «каток», «шоркалка», «колотни»). «А раньше тёрли, делали валёк и каток, он с таким зарубком. Вот на колоде счасывают ромно. И потом зарубки вот так насекут мелконько, и на эти зарубки шишку кладут— и пошёл». [361 (2)]
  • «сайба» – молотилка в виде настила из жердей, на нах высыпались шишки, которые разбивались при помощи деревянной палки («ключки», «била»).

Для обмолота также использовалась механическая молотилка. Это ящик, в котором располагается барабан, на поверхность которого набиты гвозди. Приспособление устроено таким образом, что при обороте барабана шишка протирается между ним и стенками ящика, обмолоченная шишка ссыпается вниз. «Там барабан. Вот такой барабан, на этот барабан набиты гвозди шахматным порядком. И ковшик. Туды сразу два куля засыпают, а здесь ручка. Ручка-то этот барабан крутит, а этим глазкам-то вот эти, скорлупы-то дерёт. А потом туды вываливается. А потом он откидывал вот это. Вот так». [361 (2)].

Не очищенный от сора орех называли «невейка». Просеивание – очищение орехов («целка») от сора с помощью сита («решётья»). Грохотом («грохото», «грохоток») называли металлическое сито, «ситьём» – сито из прутьев тальника. Были сита из бересты. «С бересты делали сита. Вот берёсту сымают, заготавливали, сделают сито. Нарезают ножиком квадратики, чтоб орех оставался, а эта мелочь вся уходила». [220 (12)]. Просеянный орех содержал мелкие частицы сора, такой орех называли «решётным». «Орех решётный, он с мякиной. Потому что мелка-то мякина, она же вся проваливатся же с орехом. А вот эта шелуха крупная — её выкидывашь. Когда он с мякиной, это решётный». [153 (20)]

Второй способ очищения орехов от сора – провеивание, для которого использовалось самодельное приспособление «ветрогон» либо веялка для хлеба, также применялось откидывание. Для последнего использовались холстины, брезенты, половики и т.п. в виде занавеса, большие деревянные ложки с черенком до 1,5 м., железные совки, в некоторых случаях лопаты, колья. «Целы кучи натаскашь, а потом откидывашь. Натягивашь брезент — и лопатой! Орех лятит, а мякина остаётся». [373 (3)]. Полученный в результате провеивания орех содержал меньше сора, чем при просеивании. «А кода уж откидный — там чистенький, это чистый орех (…)». [373 (3)] Если орех был «откидным», в нем оставалось меньше пустышек, не содержащих ядра.

Третий этап обработки кедрового ореха – сушка.

Для хранения ореха на стойбе до зимы его необходимо было просушить, иначе он мог «преть» («париться», «гореть»). Для этого на месте стоянки сооружалась печь-сушильня из листового железа, на которой орех прокаливали, избавляя скорлупу от лишней влаги. Правильно просушенному ореху не требовалось ошпаривания перед употреблением.

В некоторых случаях в хранилище засыпалась предварительно просушенная таким же образом шишка, но чаще там хранились очищенные кедровые орехи. «Там два засека: один — под шишку, другой — под чистый орех, две ссыпки». [387(1)].

Для хранения ореха строили «лабаз»ссыпка», «зусеки», «засеки», «сайба», «сусеки»). Он представлял собой строение из брёвен, чаще полтора на два метра, высотой в 4 бревна, внутри настилался пол, крышу делали из половин бревен. Такая конструкция нужна была, чтобы оградить урожай от вредителей. «Там у нас, на Береето, засеки стояли под орех — ссыпки. Два засека было. Один под чистый орех, другой под шишку. Чатыре на чатыре. Из брёвен. А высотой оне небольшие, метра по полтора. Закрывали желобником: деревину расколят желобами и закрывают. Шишку хранили там и орехи,
чистые орехи. А потом вывозили зимой, после охоты. На конях увозили. Шишкой-то мало, чистым орехом-то всё больше-то». [372 (3)]

Заготовщики находились в лесу в среднем 10 – 15 дней, поэтому требовался завоз провианта и снаряжения на лошадях. Чтобы вернуть лошадей назад, нанимали выгонщика. «В октябре. Картошка убрадена, соскирдовано вот это, снопы, или суслоны, и потом, значит, собираются на две или как их, выгонщик идёт, значит, продукты завозят.

[— Выгонщик? — Собир.].

Выгонщик. Конь засёдланный, завьюченный, везут и сухари, и мясо, муку, масло, если скотское. А ему же надо, бате, там остаться, если коня-то… А коня-то там же в лесу не будешь кормить, то человек нанимается тама выгонщиком». [219 (9)].

Вывоз урожая чаще происходил зимой, когда реки покрывались льдом, но, в случае доступности кедровника, урожай могли вывезти сразу, а если урожай небольшой, то даже не обрабатывая на стойбе. Орех или шишку засыпали в кули («шира») из домотканого конопляного холста. Один куль весил около 50 кг.

Если кули выносили на себе, то к ним приделывали лямки. «Но оттуда вот сам на себе этот мешок целиком, завяжешь, да и на лямки, да и его ташшишь, пешком придёшь оттуда». [373 (9)].

Если была возможность, вывозили вьючно («ошаном») на лошадях. Управлять навьюченными лошадьми на узкой и извилистой лесной тропе было делом, требующим особой сноровки и навыков. Если позволяла ширина дороги, то урожай вывозили на санях. «И потом женски приезжали на конях вьючно. Это кода сделают, оне орех чистый возили уже сюда. Вьючно. Два куля — на коня. А если хороший конь — три кладут. Ошаном, ну, наперевес: один вот так и тут один, посярёдке ешшо. Ну, три куля. В поводу ведёт его, да и всё, а сама-то пешком. Если тропа. А если дорога — дак на санях ездят. Сани запрягают, да и поехала. Пять-шесть кулей увязёт» [159 (10)]. «В лес заехали — как в поле залезли: трава, мох! Как проехать? Там только копытница — тропинка ископычена, не така же дорога, твёрдо чтоб. Верхам же ездили по этой вот по ископыти…Но давай грузиться: ошаном наложилиша, привяжали, абаки таки ремённы были, от седла-то ремни, чтоб груз привязать-то, ну и утянули, поехали». [9 (1) ]

В ряде случаев урожай мог вывозиться волоком. «Сделаем там такие волока, надо вырубить на такой крючок, под вид сани. Ну, положат, оттуда везём, сваживаем. Свозим, прямо почти у нашего дома по становику едем-едем, ташшимся. Привезём». [375 (9)]

Дома урожай хранили в амбарах («анбарах», «анбарках», «анбарочках») – специальных хозяйственных постройках – либо в «орешенных ларях», либо в отдельных «орешенных анбарах».

 

Продукты из кедрового ореха

Кедровое молоко кедровый чай», «чай взабел», «орешник», «белить орешником чай») – напиток, приготовленный из толчёных кедровых орехов, залитых кипятком. Для приготовления напитка толкли кедровый орех вместе со скорлупой («чечуей»), либо очищенный орех. Некоторые хозяйки ядра предварительно просушивали до появления аромата. В толченый орех постепенно добавляли воду, продолжая разминать массу. «Ореховые ядра тоже толкли, сильно-сильно толкли, чай белили. Орешник называли». [75 (10)]. Такой напиток приготавливали и дома, и в лесу. В рассказах часто встречается способ растирания орехов в выступающем над землей корне кедра. «В кедровник придёшь, там бывало, это, кедры корень, тут же есть такой ловкий, корень там, они там сделают корытце, да вырубят. И начинаешь, там толкушка такая, начинаешь толочь». [75 (10)].

Кедровое масло («орехово масло», «орешенное масло», «орешное масло», «семенное масло»).

Для приготовления кедрового масла орех очищался от скорлупы на специальных жерновах (мельнице), затем просеивался от остатков скорлупы. Ядра кедровых орехов, очищенные от скорлупы, называли «вымолотым орехом». Производить масло из кедровых орехов – «избивать масло», «избивать на масло», «выгонять орешенное масло». «Ну, мешок целый сдирали этих ядров ореховых, да семя мешок сдерёшь. Оно кого же? Оно почти одно масло. Там нагонят эти бутыли, ну, большие бутыли были, вот ведёрные. У нас всегда была ореховая бутыль и семенная, ну, конопляно масло. Конопляно-то он такой зелёный, а ореховое-то, он кипит и не плывёт, ничё. Стряпали на этим же масле, пирожки жарили, картошку жарили, всё жарили, всё ели. И на ореховом и на конопляном, всё жарили. Если блины постом-то, весь пост это блины, оладья аржаные, оладушки пекли. Эти оладья макаешь в этот жир, в масло ореховое»». [97 (9)]. «Ядра-то отберёшь этот мешок, начинаешь опять в ступке толочь. Толкёшь и толкёшь в ступке, пока масло не погонится с их. И начинаешь складать, на станок масло бить. Такая бутыль у нас была, большая, туда это орехово масло». [316 (9)].

По одному из сохранившихся рецептов, масло не выжимали, а перетапливали. «И масло делали у нас: бабушка натолкёт, а потом в горячую воду высыпет, а потом в печку ставишь. Раньше не было плит-то, а русская печка вот топится, она на перетешку поставит, масло-то вытапливается, она сверху ложкой собирает». [383 (16)].

Остатки кедровых орехов после выжимания их них масла (кедровый жмых) называли «макуха», «избоина», «избоя», «избой», «выжим», «выжимки», «выжинки», «выбой», «осталя», «жимера». «Вот эта макуха-то остаётся, выбой-то этот, так она бравая. Зимой приташшишь её, она почти не мёрзлая. Вот такие, булками вот таким катали. Такие большие клубки. Да вот так всё расшлёпашь, чтоб она потоньше была, резалась ловче. Вот они у нас на пятрах в амбаре накладут это семенные, ореховые эти, макуху. Мы так макухой звали её, выбой-то этот». [97 (9)]. Этот сытный и вкусный продукт был желанным десертом на крестьянском столе. Также его использовали как начинку для пирогов.

Сор использовали в качестве набивки для матрасов. Оставшийся после обмолота сор называли «терех», «соришше», «соза», «кухта», «курия», «терюха», «куренка», «шонур».

«Днём-то насобирам куль, а ночь-то надо истереть, просеять. С терехом везти, много же будет!

[— …Мусор терех? — Собир.].

Терех — сор-то от орех, терех соришше, терех — от орехов остатки. Это оставляли в лесу, а орехи чистые привозили. И дома сушили на печке». [272 (2)]

«И вот соза остаётся, очишшена шишка, матрас делали с неё да спали. Она зоска [жесткая. — Г. В. А.-М.]». [387 (1)]

 

Приметы

Примета, связанная с утилизацией скорлупы кедрового ореха. «Раньше скорлупу орехову не жгли в печке, копытцы-то. Старики говрели: волосы облезут, с головы волосы. Облысешь». [387 (1)]. Чешуйку, прикрывающую орех внутри шишки, называли «копытик», «копытка», «копытце». «А копытце-то, оно орешек в шишке прикрыват. Копытце…». [210 (5)].

С кедровыми орехами, на скорлупе которого обозначены два темных пятнышка – два «глазка» («двуглазка», «двыглазка», «двуглазый орех», «двухглазый орех», «двыглазый орешек») связана народная примета. «А бывало, двуглазые орехи попадали. А я маленькая была, говорили: в карман положишь — копеечка будет. Двуглазые орехи мы всегда искали, говорили: двуглазый орех в карман положишь — копеечка будет». [499 (3)]. Такие орешки специально выбирали и складывали отдельно, например, в бутылку или в платочек.

Примечание:

  1. В квадратных скобках обозначены: первой цифрой – номер текста, второй цифрой – номер тома «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири», в котором этот текст опубликован. Например, [450 (21).] – 450 – номер текста, 21 – номер тома. Все тексты можно увидеть в приложении к описанию объекта.
  2. Расшифровка общепринятых сокращений – в вводной части каждого тома «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири». 
  3. Ударения в словах обозначены нижним подчеркиванием. Например, откотанный.

Места бытования

Объект бытует в деревенской, сельской среде, в старожильческих семьях.

Информация о кедровом промысле зафиксирована в 54 населенных пунктах Иркутской области, Читинской области (ныне Забайкальского края), республики Бурятия, Красноярского края.

О широкой распространенности и активном бытовании традиционного кедрового промысла свидетельствует 133 устных рассказа из «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» (тома 1-18, 20, 21).

Места фиксации устных рассказов русских старожилов Байкальского края о кедровом промысле

Иркутская область

  1. д. Быстрая Слюдянского района Иркутской области [560 (3), 38 (4), 163 (11), 392 (15), 20 (21), 60 (21)]
  2. д. Грехово Жигаловского района Иркутской области [510 (3)]
  3. д. Житово Качугского района Иркутской области [498 (3)]
  4. д. Захарово Жигаловского района Иркутской области [449 (21), 450 (21), 173 (20)]
  5. с. Знаменка Жигаловского района Иркутской области [231 (13), 159 (20), 53 (21)]
  6. с. Казачинское Казачинско-Ленского района Иркутской области [151 (20)]
  7. д. Кайдакан Жигаловского района Иркутской области [19 (21), 451 (21), 210 (5)]
  8. с.Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области [361 (2), 166 (20), 234 (20)]
  9. с. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области [37 (4), 17 (21)]
  10. с. Коношаново Жигаловского района Иркутской области [149 (20), 164 (20)]
  11. пос. Култук Слюдянского района Иркутской области [82 (4), 269 (13), 154 (20)]
  12. с. Нэпа Катангского района Иркутской области [467 (13), 39 (21)]
  13. д. Обхой Качугского района Иркутской области [156 (20)]
  14. с. Преображенка Катангского района Иркутской области [395(1)]
  15. д. Рудовка Жигаловского района Иркутской области [373 (3), 92 (4), 153 (20), 159 (10), 163 (20), 38 (21)]
  16. с. Толмачево Качугского района Иркутской области [406(1), 271 (2), 168 (14), 511 (18). 515 (18), 23 (21)]
  17. с.Троицк Заларинского района Иркутской области [172 (20)]
  18. с. Тутура Жигаловского района Иркутской области [237 (20)]
  19. д. Усть-Тальма Качугского района Иркутской области [9(1), 387(1), 272 (2), 211 (5), 334 (10), 171 (20), 54 (21)]
  20. с. Худоелань Нижнеудинского района Иркутской области [209 (5)]
  21. с. Чекан Жигаловского района Иркутской области [372 (3), 236 (20)]
  22. д. Челпаново Качугского района Иркутской области [499 (3), 641 (6), 143 (12), 150 (20), 21 (21), 448 (21)]
  23. с. Эдучанка Усть-Илимского района Иркутской области [58 (16), 37 (21)]

Читинская область (ныне Забайкальский край)

  1. с. Альбитуй Красночикойского района Читинской области [160 (16), 382 (16)]
  2. с. Алханай Калганского района Читинской области [316 (9)]
  3. с. Архангельское Красночикойского района Читинской области [16 (7), 98 (7), 99 (7), 586 (8), 219 (9), 343 (9), 514 (18), 167 (20), 46 (21), 56 (21), 429 (21), 430 (21)]
  4. д. Байхор Красночикойского района Читинской области [97 (9), 375 (9), 75 (10), 222 (12), 230 (13), 156 (14), 168 (20), 158 (20)]
  5. д. Бори Сретенского района Читинской области [162 (20)].
  6. с. Красный Чикой Красночикойского района Читинской области [383 (16)]
  7. с. Кунгара Газимуро-Заводского района Читинской области [317 (9)]
  8. д. Мостовка Красночикойского района Читинской области [55 (21), 221 (12), 427 (21)]
  9. с. Нижний Нарым Красночикойского района Читинской области [226 (9), 373 (9), 220 (12), 384 (16)]
  10. с. Турген Кыринского района Читинской области [313 (9)]
  11. с. Урлук Красночикойского района Читинской области [267 (13), 240 (16), 512 (18)]
  12. с. Этытэй Красночикойского района Читинской области [241 (10), 219 (12), 22 (21), 437 (21)]
  13. с. Ямаровка Красночикойского района Читинской области [442 (9)]

Красноярский край

  1. с. Болтурино Кежемского района Красноярского края [302 (10), 18 (21)].
  2. с. Бурный Мотыгинского района Красноярского края [208 (5), 450 (17)]
  3. с. Говорково Богучанского района Красноярского края [153 (10)]
  4. с. Заледеево Кежемского района Красноярского края [138 (8)]
  5. с. Кежма Кежемского района Красноярского края [62 (21)]
  6. пос. Недокура Кежемского района Красноярского края [235 (20)]
  7. пос. Старый Бурный Мотыгинского района Красноярского края [539 (6), 174 (20)]
  8. пос. Таёжный Кежемского района Красноярского края [152 (10),73 (21)]
  9. с. Чадобец Кежемского района Красноярского края [591 (10), 165 (20)]
  10. д. Ярки Богучанского района Красноярского края [169 (20). 57 (21)]
  11. с. Яркино Кежемского района Красноярского края [152 (20)]

Республика Бурятия

  1. д. Зактуй Тункинского района Бурятии [410 (12)]
  2. Майск Курумканского района Республики Бурятия [145 (20)]
  3. с. Малая Кудара Кяхтинского района Бурятии [341 (15), 503 (18), 157 (20)]
  4. д. Ошурково Иволгинского района Республики Бурятия [170 (20)]
  5. с. Романово Кабанского района Республики Бурятия [161 (20)]
  6. с. Улады Кяхтинского района Бурятии [152 (12), 144 (20)]
  7. пос. Усть-Баргузин Баргузинского района Республики Бурятия [160 (20)]

История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)

С 1983 года по настоящее время полевые исследования, оцифровка данных, научная обработка источников ведется доктором филологических наук Галиной Витальевной Медведевой. С момента открытия Государственного бюджетного учреждения культуры Иркутской области «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» в 2012 году и по настоящее время оцифровку данных, исследовательскую работу ведут и сотрудники данного учреждения под руководством директора Г.В. Медведевой. Периодичность фольклорно-этнографических экспедиций – несколько раз в год.

Носители:

  1. Аксаментов Николай Яковлевич (1924 г.р.), д. Грехово Жигаловского района Иркутской области [510 (3)]
  2. Аксаментов Сергей Геннадьевич (1958 г.р.), с. Тутура Жигаловского района Иркутской области [237 (20)]
  3. Алемасова Зинаида Ивановна (1926 г.р.), с. Малая Кудара Кяхтинского района Бурятии (ЛА) [341 (15), 503 (18), 157 (20)]
  4. Асламова Нелли Николаевна (1937 г.р.), д. Быстрая Слюдянского района Иркутской области [392 (15)]
  5. Афонина Мария Аркадьевна (1924 г.р.), с.Троицк Заларинского района Иркутской области [172 (20)]
  6. Баянов Илларион Линович (1938 г.р.), с. Бурный, пос. Старый Бурный Мотыгинского района Красноярского края [208 (5), 539 (6), 174 (20)]
  7. Бодрова Таисия Филипповна (1922 г.р.), с. Кунгара Газимуро-Заводского района Читинской области [317 (9)]
  8. Брюханова Евдокия Макаровна (1923 г.р.), д. Таёжный Кежемского района Красноярского края [152 (10), 73 (21)]
  9. Бузина Наталья Поликарповна (1926 г.р.), с. Красный Чикой Красночикойского района Читинской области [383 (16)]
  10. Винокурова Евдокия Александровна (1930 г. р.), д. Кайдакан Жигаловского района Иркутской области [19 (21)]
  11. Винокурова Зинаида Яковлевна (1919 г.р.), с. Знаменка Жигаловского района Иркутской области [159 (20)]
  12. Винокурова Мария Петровна (1921 г.р.), проживающей в д. Толмачёво Качугского района Иркутской области [511 (18)]
  13. Винокурова Раиса Николаевна (1924 г. р.), д. Захарово Жигаловского района Иркутской области [450 (21)]
  14. Волошин Фёдор Михеевич (1928 г. р.), с. Заледеево Кежемского района Красноярского края [138 (8)]
  15. Главинская Полина Евсеевна (1926 г.р.), д. Усть-Тальма Качугского района Иркутской области [334 (10)]
  16. Грудинина Клавдия Константиновна (1928 г.р.), с. Альбитуй Красночикойского района Читинской области [160 (16)]
  17. Дёмина Полина Яковлевна (1918 г.р.), д. Зактуй Тункинского района Бурятии [410 (12)]
  18. Дружинина Анна Федосеевна (1926 г.р.), д. Бори Сретенского района Читинской области [162 (20)]
  19. Егоров Егор Фёдорович (1930 г.р.), c. Майск Курумканского района Республики Бурятия [145 (20)]
  20. Житова Евдокия Александровна (1929 г.р.), д. Житово Качугского района Иркутской области [498 (3)]
  21. Журавлёв Иннокентий Фёдорович (1926 г. р.), с. Кежма Кежемского района Красноярского края [62 (21)]
  22. Зарубин Илларион Иннокентьевич (1924 г. р.), с. Эдучанка Усть-Илимского района Иркутской области [58 (16), 37 (21)]
  23. Зуева Дора Петровна (1930 г.р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области [234 (20)]
  24. Инёшина Васса Иннокентьевна (1922 г.р.), с. Нэпа Катангского района Иркутской области [467 (13), 39 (21)]
  25. Капустин Михаил Поликарпович (1926 г.р.), с. Романово Кабанского района Республики Бурятия [161 (20)]
  26. Карнаева Мария Васильевна (1922 г. р.), с. Болтурино Кежемского района Красноярского края [18 (21), 302 (10)]
  27. Колобова Евдокия Максимовна (1924 г.р.), с. Турген Кыринского района Читинской области [313 (9)]
  28. Колчина Мария Николаевна (1933 г.р.), проживающей в с. Улады Кяхтинского района Республики Бурятия [144 (20)]
  29. Кондратьева Устинья Матвеевна (1921 г.р.), с. Алханай Калганского района Читинской области [316 (9)]
  30. Коношанова Лариса Георгиевна (1932 г.р.), с. Коношаново Жигаловского района Иркутской области [149 (20), 164 (20)]
  31. Коржавина Анна Степановна (1921 г.р.), д. Быстрая Слюдянского района Иркутской области [560 (3)]
  32. Королёв Степан Михайлович (1931 г.р.), с. Нижний Нарым Красночикойского района Читинской области [384 (16), 226 (9), 373 (9)]
  33. Кузнецов Андрей Анатольевич (1969 г.р.), с. Этытэй Красночикойского района Читинской области [219 (12), 22 (21), 437 (21)]
  34. Кулаков Геннадий Николаевич (1953 г.р.), с. Яркино Кежемского района Красноярского края [152 (20)]
  35. Лагерева Наталья Дмитриевна (1920 г.р.), д. Толмачёво Качугского района Иркутской области [515 (18)]
  36. Мальцева Валентина Федоровна (1932 г.р.) в д. Толмачево Качугского района Иркутской области [271 (2), 168 (14), 23 (21)]
  37. Машуков Михаил Нефедьевич (1936 г.р.), с. Кайдакан Жигаловского района Иркутской области [210 (5), 451 (21)]
  38. Машукова Надежда Павловна (1921 г.р.), д. Захарово Жигаловского района Иркутской области [173 (20), 449 (21)]
  39. Михайлов Валерий Сергеевич (1938 г.р.), с. Худоелань Нижнеудинского района Иркутской области [209 (5)]
  40. Непомнящих Ефросинья Михайловна (1931 г.р.), д. Ярки Богучанского района Красноярского края [169 (20), 57 (21)]
  41. Палкина Мария Степановна (1923 г.р.), с. Этытэй Красночикойского района Читинской области [241 (10)]
  42. Парникова Наталья Николаевна (1929 г.р.), д. Быстрая Слюдянского района Иркутской области [163 (11)]
  43. Пашковская Руфина Романовна (1937 г.р.), пос. Култук Слюдянского района Иркутской области [269 (13)]
  44. Петрова Анна Дмитриевна (1928 г.р.), д. Шеметово Качугского района Иркутской области [499 (3) 21 (21) 448 (21) 143 (12)]
  45. Петрова Мария Ивановна (1918 г.р.) в д. Усть-Тальма Качугского района Иркутской области [9(1)]
  46. Петрова Мария Петровна (1921 г.р.), д. Усть-Тальма Качугского района Иркутской области [171 (20)]
  47. Петров Владимир Никонович (1918 г.р.) в д. Усть-Тальма Качугского района Иркутской области [387(1)]
  48. Пономарёва Мария Петровна (1917 г. р.), с. Знаменка Жигаловского района Иркутской области [53 (21)]
  49. Потапов Роман Иванович (1941 г.р.), с. Казачинское Казачинско-Ленского района Иркутской области [151 (20)]
  50. Пятницкий Алексей Фёдорович (1928 г. р.), д. Быстрая Слюдянского района Иркутской области [38 (4), 20 (21), 60 (21)]
  51. Рудых Павел Иннокентьевич (1930 г.р.), д. Рудовка Жигаловского района Иркутской области [373 (3), 92 (4), 159 (10), 153 (20), 163 (20), 38 (21)]
  52. Рукавишникова Серафима Иннокентьевна (1928 г.р.), пос. Недокура Кежемского района Красноярского края [235 (20)]
  53. Рукосуева Маланья Егоровна (1924 г.р.), с. Говорково Богучанского района Красноярского края [153 (10)]
  54. Савинова Надежда Михайловна (1918 г.р.) в с. Толмачево Качугского района Иркутской области [406(1)]
  55. Сафонов Петр Григорьевич (1915 г.р.), с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области [166 (20)]
  56. Сафьянникова Татьяна Ильинична (1919 г.р.) в с. Преображенка Катангского района Иркутской области [395(1)]
  57. Сверчинский Афанасий Яковлевич (1920 г.р.) в с. Карам Казачинско-Ленского района Иркутской области [361 (2)]
  58. Семушин Петр Петрович (1927 г.р.), д. Бурный Мотыгинского района Красноярского края [450 (17)]
  59. Сидоров Дмитрий Кириллович (1924 г. р.), с. Архангельское Красночикойского района Читинской области [16 (7), 98 (7), 99 (7), 219 (9), 343 (9), 514 (18), 167 (20), 46 (21), 429 (21)]
  60. Сидоров Кирилл Кирсантьевич (1921 г. р.), с. Архангельское Красночикойского района Читинской области [586 (8), 56 (21), 430 (21)]
  61. Сизых Владимир Сергеевич (1934 г. р.), с. Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области [37 (4), 17 (21)]
  62. Сметанина Анна Прокопьевна (1923 г.р.), д. Байхор Красночикойского района Читинской области [375 (9)]
  63. Сметанина Елена Григорьевна (1949 г.р.), д. Ошурково Иволгинского района Республики Бурятия [170 (20)]
  64. Смирнова Евдокия Егоровна (1921 г.р.), с. Ямаровка Красночикойского района Читинской области [442 (9)]
  65. Страшникова Александра Петровна (1928 г.р.), с. Чадобец Кежемского района Красноярского края [591 (10)]
  66. Страшникова Евдокия Васильевна (1935 г.р.), с. Чадобец Кежемского района Красноярского края [165 (20)]
  67. Тимофеев Геннадий Константинович (1940 г.р.), с. Знаменка Жигаловского района Иркутской области [231 (13)]
  68. Толмачёва Елизавета Иннокентьевна (1926 г.р.), д. Челпаново Качугского района Иркутской области [641 (6)]
  69. Толмачева Полина Ивановна (1923 г.р.), д. Шеметово Качугского района Иркутской области [150 (20)]
  70. Тюрикова Анастасия Макаровна (1933 г.р.), с. Улады Кяхтинского района Бурятии [152 (12)]
  71. Тюриков Михаил Иванович (1931 г.р.), д. Мостовка Красночикойского района Читинской области [221 (12), 55 (21), 427 (21)]
  72. Фёдорова Анна Петровна (1923 г.р.), д. Байхор Красночикойского района Читинской области [97 (9), 75 (10), 222 (12), 230 (13), 156 (14), 158 (20), 168 (20)]
  73. Фёдорова Татьяна Алексеевна (1927 г.р.), с. Урлук Красночикойского района Читинской области [512 (18)]
  74. Филатова Зоя Ивановна (1936 г.р.), с. Альбитуй Красночикойского района Читинской области [382 (16)]
  75. Филатов Иосиф Илларионович (1931 г.р.), с. Нижний Нарым Красночикойского района Читинской области [220 (12)]
  76. Чащина Зинаида Александровна (1934 г.р.), пос. Усть-Баргузин Баргузинского района Республики Бурятия [160 (20)]
  77. Чертовских Клара Михайловна (1932 г.р.), с. Чекан Жигаловского района Иркутской области [236 (20)]
  78. Чертовских Кондрат Михайлович (1915 г.р.), с. Чекан Жигаловского района Иркутской области [372 (3)]
  79. Шелковникова Руфина Петровна (1927 г.р.) в д. Усть-Тальма Качугского района Иркутской области [272 (2). 211 (5), 54 (21)]
  80. Шелопугина Екатерина Ивановна (1921 г.р.), с. Урлук Красночикойского района Читинской области [267 (13), 240 (16)]
  81. Шеметова Галина Александровна (1932 г.р.), д. Обхой Качугского района Иркутской области [156 (20)]
  82. Шульгина Мария Григорьевна (1910 г. р.), проживающей в пос. Култук Слюдянского района Иркутской области [82 (4), 154 (20)]

Современное состояние объекта

Объект существует в аутентичной форме, бытует в деревенской, сельской среде. Идет утрата лексического своеобразия промысла, все меньше используются традиционные орудия труда, способы транспортировки и хранения ореха. Этому способствуют ряд факторов. В большинстве перечисленных деревень, сел и поселков (см.: Места бытования) уменьшается количество жителей, рождаемость в основном снижается; молодежь покидает родные места, знания пожилого населения остаются невостребованными, постепенно утрачиваются. Кроме того, некоторые из перечисленных выше населенных пунктов оказались в зоне затопления в связи с пуском каскада ГЭС на Ангаре, ушли под воду, унеся с собой этот пласт народной культуры. Кедровый промысел уходит из традиционного уклада, становится видом промышленной заготовки. Заготовщики используют современные средства передвижения и транспортировки урожая, часть вместо зимовья ставят современные передвижные жилища и т.п. Прежними остаются лишь принципы организации промысла.

Изготовление продуктов из кедрового ореха встречается реже. Это связано с изменением рациона питания, с появлением продуктовых магазинов, а значит, доступностью продукции пищевой промышленности для сельского населения. В частности, приготовление в домашних условиях кедрового масла, использование жмыха кедровых орехов стало чрезвычайно редким явлением, чаще встречаемым в Предбайкалье и Забайкалье.

Полностью утрачено регулирование кедрового промысла общим правом. Не существует общинного запрета и разрешения на сбор урожая, закрепления участков кедрового леса за конкретным хозяином.

Способы и формы передачи традиции

  • Передача естественным путем внутри населенного пункта, от хозяина к хозяину, от старших к младшим внутри одной семьи и т.д.
  • Фиксация объекта в Реестре объектов нематериального культурного наследия Иркутской области, размещенном на сайте ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» http://sibfolk.ru/publ/nematerialnoe_kulturnoe_nasledie/42.
  • Фиксация сюжетов о кедровом промысле в виде устных рассказов старожилов в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» (тома 1-18, 20, 21).
  • Профессор Г.В. Медведева с 80-х гг. XX века по настоящее время использует сведения о кедровом промысле на лекциях в Иркутском государственном университете.
  • В 2016 г. вышел фильм Сергея Герасимова «Трудный хлеб тайги» о кедровом промысле в Сибири. Источник: http://krasnoyarsk.rfn.ru/region/rnews.html?id=66336&rid=2920423

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры

Сотрудники ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» включают информацию о кедровом промысле в тематические занятия, мини-лекции, интерактивные беседы со школьниками, гимназистами, лицеистами Иркутска.

Источники информации:

Литература

1. Андрюсев Б.Е. Сибирское краеведение: хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии 19 – нач. 20 вв.

  1. Афанасьева-Медведева, Галина Витальевна. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири : в 21 т. – Иркутск : [б. и.], 2007 -2019.
  2. Блинова О.И. Из наблюдений над лексикой кедрового промысла в Сибири [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: Сайт «Научная библиотека Томского государственного университета», свободный http://sun.tsu.ru/mminfo/0007-72460j/from60.htm – Загл. с экрана. – Описание основано на версии, датир.: март 31, 2020.
  3. Бочанова Г. А. Обрабатывающая промышленность Западной Сибири (конец XIX – начало XX вв.). Новосибирск, 1978.
  4. Гольдфарб С.И. Мир Байкала / С.И. Гольдфарб ; цв. фот. С. Григорьева. — Иркутск : Репроцентр A1, 2010. — 630 с. ; 27 см. — 3000 экз. — ISBN 978-5-91344 — 195-9 (в пер.).
  5. Горьковская З. П. Трудовые традиции русских крестьян в промыслах Сибири периода капитализма // Крестьянство Сибири периода разложения феодализма и развития капитализма. Новосибирск, 1981. С.113-122.
  6. Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII – первая половина XIX вв.). Новосибирск, 1975.
  7. Иванов В.А. Кедр и кедровый промысел – Москва, Иркутск : ОГИЗ, 1934. – 84 с.
  8. Иванов В.А. Кедровый промысел Иркутского округа. /Известия Восточно-Сибирского Отдела Государственного Русского Географического Общества/ Восточно-Сибирский Отдел Государственного Русского Географического Общества. — Иркутск : [б. и.], 1921 — 1976. Т. 55. — 1929 (Иркутск : Типография изд-ва «Власть Труда»). — 150 с. : ил. — 550 экз.. Полный текст на сайте Иркутского областного краеведческого музея
  9. Изергина E.Л. Добывающие промыслы крестьянства Сибири эпохи капитализма //Земледельческое и промысловое освоение Сибири, XVII – начало ХХ вв. Новосибирск, 1985. С.105-113.
  10. Изергина E.Л. Роль общины в регулировании добывающих промыслов крестьянства Сибири пореформенного периода // Образ жизни сибирского крестьянства периода разложения феодализма и развития капитализма. Новосибирск, 1983.С.103-115;
  11. Кедровые леса / Н. К. Таланцев, А. Н. Пряжников, Н. П. Мишуков. — М. : Лесная промышленность, 1978. — 175 с.
  12. Кедровый промысел в Прибайкалье / Б. Г. Пермяков, Л. Г. Ситников, В. М. Шуньков. — Иркутск : [б. и.], 1969. — 118 с. Полный текст на сайте электронной библиотеки Хроники Приангарья
  13. Кедровый промысел сибирских крестьян второй половины XIX – начала XX вв. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: Сайт «Библиотека сибирского краеведения», свободный http://bsk.nios.ru/content/kedrovyy-promysel-sibirskih-krestyan-vtoroy-poloviny-xix-nachala-xx-vv – Загл. с экрана. – Описание основано на версии, датир.: март 31, 2020.
  14. Кедр Сибирский / Р. Н. Иванова. — Иркутск : Книжное изд-во, 1958. — 94 с.
  15. Лебедева А. А., Сафьянова А. В. Промысел кедрового ореха в Сибири // Советская этнография. 1979. С. 107-117.
  16. Леса и лесное хозяйство Иркутской области / Л. Н. Ващук [и др.] ; [под ред. Л. Н. Ващука] ; Иркутское управление лесами. — Иркутск : [б. и.], 1997. — 287 с.
  17. Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний. Иркутск, 1892. Т.2 Вып.4. С.38-39; Т.2. Вып.6. С.479; Т.4. Вып.4. С.271.
  18. На паданке / П. Морозов // Охота и охотничье хозяйство. — 2012. — № 1. — С. 4-5.
  19. Пермяков Б.Г. Кедровый промысел в Иркутской области (специальность №552 – охотоведение). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата с/х наук. Иркутск, 1968 32 С.
  20. Потенциальные запасы дикорастущих ресурсов Иркутской области : [монография] / Б. Н. Дицевич [и др.]. ; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А. А. Ежевского». — Иркутск : ИрГАУ им. А. А. Ежевского, 2017. — 155 с.
  21. Соловьева Е. И. Промыслы сибирского крестьянства в пореформенный период. Новосибирск, 1981.

Архивы

  1. Личный архив Г.В. Медведевой.
  2. Архив Педагогического института Иркутского государственного университета.
  3. Личный архив Жуковского Игоря.

 

Фонды

Записи аудио- и видеоматериалов с устными рассказами, письменная фиксация, фотографии хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» (г. Иркутск, ул. Халтурина, д.2).

Авторы/Составители

Исследователь, хранитель, эксперт, ответственное лицо – Галина Витальевна Медведева, директор ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии».

Составители описания ОНН: сотрудники ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» Н.А. Напартэ, И.Г. Никулина, М.А. Матюшина.

 

Тексты 01. «Тексты устных рассказов о кедровом промысле». Автор фиксации: директор ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» Медведева Галина Витальевна. 1980-2020 гг. Место фиксации: Иркутская область, Забайкальский край, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия. Место хранения: ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» по адресу: Иркутск, ул. Халтурина, 2. Публикация: Афанасьева-Медведева Г. В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири.

Фотоматериалы:

Фото 01. Охотник Анатолий Иванович Журавлев за «тёркой» кедровых шишек на реке Катанге (верховья р. Подкаменная Тунгуска). Автор фиксации: Галина Витальевна Медведева, 2005 г., река Катанга (верховья р. Подкаменная Тунгуска). Место хранения материалов: фонды ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии», адрес: Иркутск, ул. Халтурина, д. 2.

Фото 02. Кедровый промысел. Автор фиксации: неизвестен. Фото 1930 г. Место хранения материалов: фонды ГАУК Иркутский областной краеведческий музей, 335-155.

Фото 03. Карта распространения кедра в Иркутской области, 1957 г. Из издания: Кедр Сибирский / Р. Н. Иванова. — Иркутск : Книжное изд-во, 1958. — 94 с.

Фото 04-05. Ручная молотилка. Жители посёлка Тайтурка Усольского района – работники «Бельсклеса» и жители Иркутска. Автор фиксации: неизвестен, 1976 г., Черемховский район, гора Камчедал. Место хранения материалов: личный архив Жуковского И.

Фото 06. Просеивание обмолоченной шишки. Жители посёлка Тайтурка Усольского района – работники «Бельсклеса» и жители Иркутска. Автор фиксации: неизвестен, 1976 г., Черемховский район, гора Камчедал. Место хранения материалов: личный архив Жуковского И.

Фото 07. Вынос по тянигусу полного горбовика кедровых орешек. Автор фиксации: Эдуард Я. Берлов, 20.09.1960 г., Место хранения материалов: личный архив Э.Я. Берлова.

Фото 08. А так колотом сбивают шишки с кедра. Автор фиксации: Эдуард Я. Берлов, 06.09.1960 г., Место хранения материалов: личный архив Э.Я. Берлова.

Фото 09. Шелушат шишки, на самодельном станке крутя барабан. Орехи вместе с мусором падают на поддон (сито с отверстиями для орешек). Автор фиксации: Эдуард Я. Берлов, 06.09.1960 г., Место хранения материалов: личный архив Э.Я. Берлова.

Фото 10. Осталось только отсеять орешки, а мусор выбросить. Чистые кедровые орехи засыпать в горбовик (мешок или другую тару) и — домой. Автор фиксации: Эдуард Я. Берлов, 06.09.1960 г., Место хранения материалов: личный архив Э.Я. Берлова.

[1] Леса и лесное хозяйство Иркутской области: научное издание – Иркутск, 1997 г., 288 с., с. 154.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *