ВЫПУСК 80. РАДИОПЕРЕДАЧА «РУСЬ СИБИРСКАЯ — СТОРОНА БАЙКАЛЬСКАЯ»

ВЫПУСК 80. РАДИОПЕРЕДАЧА «РУСЬ СИБИРСКАЯ — СТОРОНА БАЙКАЛЬСКАЯ»

 

ДЕЛЁЖКОЙ ЖИТЬ – об обычае крестьянской общины делиться с односельчанами в случае богатого улова или удачной охоты на зверя, одаривать немощных и престарелых.

«У нас в Покров мужики уж в лес уходят, по та́йгам там, по зимо́вьям. Попромышля́ют, выйдут с тайги, потом гуляют.

[— Арина Дмитриевна, а они из лесу когда придут? — Собир.].

А как снег, если снега нет, так оне седьмое ноября уж уходят. А еслиф снег, быват, седьмым ноябрём вываливат, они выходят уже, может, токо неделю походят, быват.

[— Как снег большой вываливает, они… — Собир.].

Да, да, да! А собака уже не может искать, потому они выходят. А оне выходят — потом и начинам гулять. Кто до́был, кто никого не до́был. Но, быват, собаки не находят, худы́ собаки, быват, у кого хороши, тот больше добудет. Но белку-то помаленькю все добывали всё равно. Ну, сохатых добывали. Но раньше по двадцать не добывали сохатых, а два добудут — и на всю зиму, потому что во дворе-то своё мясо: коровы, и бычки, и овечки — все же были.

[— Арина Дмитриевна, когда охотник приходил с добычей, он делился с другими? — Собир.].

Да! А оне собираются, все радуются, что, ой, хоть слава Бог, хоть благополучно пришёл, там уж до́был, не до́был, хоть благополучно пришёл. Радовались все!

[— А он мог отнести кусок мяса вдове? — Собир.].

Да! Это обязательно унясёт. Хоть кому. Еслиф кто не ходил на охоту, может, он не умет охотиться, и ружья не у всех ружья были, обязательно ему унясут. Сколь мужиков есть, у кого нету — все и несут, все несут.

Да, такой обхо́д был. Так обхо́д и назывался, что нады всем дать. На это нам Господь и даёт, чтобы давать. В деревне все так делёжкой живу́т. Дак у нас мода была: ягод собирам и побежим, обязательно старухам, кто не ходит, — обязательно принесём им ягод. Да, старухам. Или рыжики. Но хоть чё вот такое, тоже им тама давали. От коровы давали сметаны, масла давали также.

[— Кто корову не держит? — Собир.].

Да, да, да! Ну, вот старенькие люди, а может, и не хватат силы, тоже помогали.

[— Помаленьку, но давали? — Собир.].

Такой закон был: делёжкой жи́ли.

Как-то люди обшшалися друг ко дружке. А вот нонче, я говорю, никакого нету обшшення. Никакого. И зла никакого не было. Так сплетней никаких и не было! Как-то и не было это, чтобы на кого-то наврать ли там. Ну, быват, что там кака́-то баба с кем-то, а не доказывали, не доказывали — вроде как скрывали.

— А дело её, — так говорили, — дело её.

Но а нонче-то, уж толькя там поговорил, и то уже приляпили. Нонче сплятни́вый народ. Сплятни́вый, лишь бы наболтать, правду ли неправду. Мало ли чё, подошёл к тебе мужик разговаривать, но мало ли чё, узнать, спросить — уже… Стояла — всё».

Записано в 1983 году Галиной Витальевной Медведевой от Арины Дмитриевны Гуржей (1918 года рождения), село Заледеево Кежемского района Красноярского края.

Рассказ опубликован в 13 томе «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» https://sibfolk.ru/?p=407.

История создания программы, звучавшей на волнах «Радио России. Иркутск» https://sibfolk.ru/?page_id=3029.

Выпуски передач мы публикуем на нашем сайте https://clck.ru/33zXzA.

#русьсибирскаясторонабайкальская

#радиороссиииркутск

#центррусскогоязыкаиркутск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *