Главная » Статьи » Нематериальное культурное наследие

В разделе материалов: 15
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »

Варианты названий: икряник, икриница, икряница, икряница, икрянка, икряничек, икрянка.

Блюдо из рыбьей икры в виде запеканки; редко: блины, в тесто которых добавляется рыбья икра.

Икряник являлся традиционным блюдом русских старожилов Байкальской Сибири, для которых рыболовство было одним из главных промыслов. «Неводили здесь. Вот надобывают, бочками рыбу добывали. А мы… вот бабушки, дети… столы у нас в ограде вот так были поставлены, ну и под крышей садимся, по ведру икры начишшали!» (записано в 2004 г. Афанасьевой-Медведевой Г.В. от Тамары Серафимовны Рукосуевой (1943 г.р.), проживающей в с. Бунбуй Чунского района Иркутской области).

Техники и технологии | Просмотров: 59 | Добавил: sibfolk | Дата: 30.12.2019 | Комментарии (0)

Описание данного ОНКН было сделано кандидатом филологических наук, зав. отделом освоения, сохранения и распространения культурных ценностей РЦРЯФиЭ Маргаритой Ранальдовной Соловьевой в статье «Великий четверг в народной традиции (на основе устных рассказов русских сибиряков)» // XIV Пасхальные чтения. Материалы Четырнадцатой Межвузовской научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура». М., 2017. С. 95–101.

Празднично-обрядовая культура | Просмотров: 55 | Добавил: sibfolk | Дата: 21.12.2019 | Комментарии (0)

Петровское заговенье в календарно-обрядовой традиции

русских старожилов Байкальской Сибири

Описание ОНКН сделано на основе доклада к. филол. н., зав. отделом освоения, сохранения и распространения культурных ценностей РЦРЯФиЭ Маргариты Ранальдовны Соловьевой «Петровское заговенье в календарно-обрядовой традиции Прибайкалья (на основе устных рассказов сибирских старожилов)» (Межвузовская научно-практическая конференция «Гуманитарная наука и православная культура» (XVI Пасхальные чтения), г. Москва, МПГУ, 12-13 апреля 2018 г.)

Празднично-обрядовая культура | Просмотров: 114 | Добавил: sibfolk | Дата: 01.10.2019 | Комментарии (0)

Леший – демонологический персонаж в поверьях восточных славян, дух — хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц.

В представлении наших предков существовала строгая иерархия высших и низших языческих божеств. С божествами низших рангов связывались представления о явлениях в быту (домовой, банник, овинник), в лесу (леший), в воде (водяной, русалка).

Другие названия: хозяин, лесной хозяин, хозяин леса, хозяин тайги, лешак, блуд, лесовой, лесной, лесной хозяин, диконький, дядечка-хорошечка, лешачиха, девы лесные.

Устное народное творчество | Просмотров: 192 | Добавил: sibfolk | Дата: 30.06.2019 | Комментарии (0)

Среди устных народных рассказов русских старожилов, населяющих территорию Красноярского края, Иркутской области, Забайкальского края, выделяется тематическая группа народных повествований об обряде колядования. Рассказы данной тематики зафиксированы в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой (т. 1-19) и хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии».

Празднично-обрядовая культура | Просмотров: 232 | Добавил: sibfolk | Дата: 10.04.2019 | Комментарии (0)

На территории Байкальской Сибири охотничий промысел всегда был одним из главных. Мужчины уходили в лес промышлять зверя, а женщины должны были помочь им подготовиться к этому опасному и трудному делу. Охотнику-промысловику, который часто долгое время проводил в зимовье в полном одиночестве, было чрезвычайно важно позаботиться о безопасности своей жизни и о том, чтобы хватило продуктов на все время промысла. Кроме того, охотничьи угодья находились, как правило, в труднодоступных местах, куда вся поклажа доставлялась на лошадях или на собственных плечах. Поэтому продукты должны быть легкими по весу, компактными, но при этом достаточно калорийными. Охотничий хлеб, который готовили хозяйки своим мужьям в Приленье, соответствует всем этим требованиям.

Варианты названий: охотничий хлеб, блюдочник, калач.

Техники и технологии | Просмотров: 478 | Добавил: sibfolk | Дата: 30.12.2018 | Комментарии (0)

Среди устных рассказов русских старожилов, населяющих территорию Красноярского края, Иркутской области, Забайкальского края, выделяется тематическая группа народных повествований об обряде рождественского христославления. Рассказы данной тематики зафиксированы в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой (т. 1-19) и хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии». 

Празднично-обрядовая культура | Просмотров: 343 | Добавил: sibfolk | Дата: 28.12.2018 | Комментарии (0)

Устные мифологические рассказы русских старожилов, населяющих территорию Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края, зафиксированы в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой (т. 1-19) и хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии». Среди русских устных рассказов о мифологических персонажах определенное место занимает тематический цикл рассказов (быличек и бывальщин) о баннике.

Банник – демонологический персонаж в поверьях восточных славян, один из духов-хозяев домашнего освоенного пространства, дух-хозяин бани. В быличках, входящих в текстовой корпус «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири», дух-покровитель бани представлен в двух ипостасях: как мужской и как женский персонаж (банник, банный и банная, банниха).

Другие названия: банник, банник-полоскун, банный, банная, банниха, банница.

Устное народное творчество | Просмотров: 370 | Добавил: sibfolk | Дата: 10.10.2018 | Комментарии (0)

Устные рассказы русских старожилов, населяющих территорию Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края, в которых содержатся сведения об обряде первого выгона скота,зафиксированы в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой (т. 1-19) и хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии».

Первый выгон скота - обряд, связанный с началом весеннего выпаса, - включает различные ритуальные действия и магические приемы, цель которых - обеспечить благополучие скотины в течение лета.

Празднично-обрядовая культура | Просмотров: 536 | Добавил: sibfolk | Дата: 08.07.2018 | Комментарии (0)

Былички о домовом русских старожилов, населяющих территорию Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края, зафиксированы в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой (т. 1-19) и хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии». Выявлено 58 быличек о домовом.

Домовой в народных поверьях - мифический персонаж, дух домашнего пространства, покровитель дома, объектом воздействия которого является само жилище и его обитатели.

Другие названия: домовёнок, хозяин, дедушка-суседушка, буседка, дедушка-буседушка, Господин Хозяин, бухредка, дедушка-бухредка, соседушка-бухредушка, дедка-соседка, дедушка, дедушка-батюшка, дедушка-хозяин, домовик, бабка-буседка, бабка-суседка.

Устное народное творчество | Просмотров: 460 | Добавил: sibfolk | Дата: 05.04.2018 | Комментарии (0)

1-10 11-15