Главная » Статьи » Нематериальное культурное наследие

В разделе материалов: 12
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »

Леший – демонологический персонаж в поверьях восточных славян, дух — хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц.

В представлении наших предков существовала строгая иерархия высших и низших языческих божеств. С божествами низших рангов связывались представления о явлениях в быту (домовой, банник, овинник), в лесу (леший), в воде (водяной, русалка).

Другие названия: хозяин, лесной хозяин, хозяин леса, хозяин тайги, лешак, блуд, лесовой, лесной, лесной хозяин, диконький, дядечка-хорошечка, лешачиха, девы лесные.

Устное народное творчество | Просмотров: 25 | Добавил: sibfolk | Дата: 30.06.2019 | Комментарии (0)

Среди устных народных рассказов русских старожилов, населяющих территорию Красноярского края, Иркутской области, Забайкальского края, выделяется тематическая группа народных повествований об обряде колядования. Рассказы данной тематики зафиксированы в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой (т. 1-19) и хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии».

Празднично-обрядовая культура | Просмотров: 71 | Добавил: sibfolk | Дата: 10.04.2019 | Комментарии (0)

На территории Байкальской Сибири охотничий промысел всегда был одним из главных. Мужчины уходили в лес промышлять зверя, а женщины должны были помочь им подготовиться к этому опасному и трудному делу. Охотнику-промысловику, который часто долгое время проводил в зимовье в полном одиночестве, было чрезвычайно важно позаботиться о безопасности своей жизни и о том, чтобы хватило продуктов на все время промысла. Кроме того, охотничьи угодья находились, как правило, в труднодоступных местах, куда вся поклажа доставлялась на лошадях или на собственных плечах. Поэтому продукты должны быть легкими по весу, компактными, но при этом достаточно калорийными. Охотничий хлеб, который готовили хозяйки своим мужьям в Приленье, соответствует всем этим требованиям.

Варианты названий: охотничий хлеб, блюдочник, калач.

Техники и технологии | Просмотров: 128 | Добавил: sibfolk | Дата: 30.12.2018 | Комментарии (0)

Среди устных рассказов русских старожилов, населяющих территорию Красноярского края, Иркутской области, Забайкальского края, выделяется тематическая группа народных повествований об обряде рождественского христославления. Рассказы данной тематики зафиксированы в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой (т. 1-19) и хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии». 

Празднично-обрядовая культура | Просмотров: 143 | Добавил: sibfolk | Дата: 28.12.2018 | Комментарии (0)

Устные мифологические рассказы русских старожилов, населяющих территорию Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края, зафиксированы в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой (т. 1-19) и хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии». Среди русских устных рассказов о мифологических персонажах определенное место занимает тематический цикл рассказов (быличек и бывальщин) о баннике.

Банник – демонологический персонаж в поверьях восточных славян, один из духов-хозяев домашнего освоенного пространства, дух-хозяин бани. В быличках, входящих в текстовой корпус «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири», дух-покровитель бани представлен в двух ипостасях: как мужской и как женский персонаж (банник, банный и банная, банниха).

Другие названия: банник, банник-полоскун, банный, банная, банниха, банница.

Устное народное творчество | Просмотров: 237 | Добавил: sibfolk | Дата: 10.10.2018 | Комментарии (0)

Устные рассказы русских старожилов, населяющих территорию Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края, в которых содержатся сведения об обряде первого выгона скота,зафиксированы в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой (т. 1-19) и хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии».

Первый выгон скота - обряд, связанный с началом весеннего выпаса, - включает различные ритуальные действия и магические приемы, цель которых - обеспечить благополучие скотины в течение лета.

Празднично-обрядовая культура | Просмотров: 359 | Добавил: sibfolk | Дата: 08.07.2018 | Комментарии (0)

Былички о домовом русских старожилов, населяющих территорию Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края, зафиксированы в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой (т. 1-19) и хранятся в фондах ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии». Выявлено 58 быличек о домовом.

Домовой в народных поверьях - мифический персонаж, дух домашнего пространства, покровитель дома, объектом воздействия которого является само жилище и его обитатели.

Другие названия: домовёнок, хозяин, дедушка-суседушка, буседка, дедушка-буседушка, Господин Хозяин, бухредка, дедушка-бухредка, соседушка-бухредушка, дедка-соседка, дедушка, дедушка-батюшка, дедушка-хозяин, домовик, бабка-буседка, бабка-суседка.

Устное народное творчество | Просмотров: 307 | Добавил: sibfolk | Дата: 05.04.2018 | Комментарии (0)

Мандришки

Байкальская Сибирь – территория проживания русских старожилов с начала XVII в. Здесь в населенных пунктах Иркутской области и Красноярского края в 1983, 1984, 1986, 1987, 1993, 1997, 1998, 2017 годах была записана информация о традиционных для русской кухни кисломолочных десертах.

Сладкие блюда в Приленье и Ангаро-Енисейской зоне издавна готовили из кисломолочных продуктов – сметаны, творога, сливок – с добавлением сахара, ягод брусники или особым способом подготовленной черемухи. Кисломолочные десерты подавались на съезжих престольных праздниках, на вечёрках и «посиденках», ими встречали гостей, разговлялись на Пасху, лакомились на Троицу, баловали ребятишек, украшали свадебный стол.

Варианты названий: взбитки, мороженое; морозники, сырники; зоморозки; мартышки; заморозка, заморозки; творожники мороженые; крем, морожено, крема; творожны морожены; мандришки, мандрышки.

Техники и технологии | Просмотров: 409 | Добавил: sibfolk | Дата: 25.03.2018 | Комментарии (0)

Байкальская Сибирь – территория проживания русских старожилов с начала XVII в. Здесь в Иркутской, Читинской (административное наименование до 2013 г.) областях, республике Бурятии и республике Саха (Якутии) в 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987, 1991, 1997, 1998, 1999, 2004, 2017 годах были записаны устные рассказы и видеосюжеты о древнем обряде «продажи ребенка».
Если дети в семье умирали («не стояли»), то с целью сохранения жизни больного или слабого ребенка мать (бабушка, отец, родные) прибегала к обряду «продажи» – сокрытию (уходу) от злых духов и болезней, чтобы они «не узнали» младенца.

Другие варианты наименования: «Покупка ребенка», «выкупать ребенка», «покупка другого крёстного».

Празднично-обрядовая культура | Просмотров: 424 | Добавил: sibfolk | Дата: 25.03.2018 | Комментарии (0)

Обряд связан со строительными работами, действует при подъеме верхней (потолочной) матки в деревянном доме. Территория распространения обряда в Восточной Сибири - Казачинско-Ленский район Иркутской области и Нерчинский район Читинской области (административное деление до 2013 г.).

Казачинско-Ленский район располагается в Предбайкальской впадине и северной части Байкальского хребта, в бассейне реки Киренги (приток Лены). Граничит с Киренским, Усть-Кутским, Жигаловским и Качугским районами Иркутской области, с Бурятией. Нерчинский район расположен в центральной части Забайкальского края, занимает Нерчинскую котловину.

Празднично-обрядовая культура | Просмотров: 255 | Добавил: sibfolk | Дата: 11.03.2018 | Комментарии (0)

1-10 11-12