Главная » Статьи » Народный календарь » Летние праздники

Народный праздник Ивана Купалы

посмотреть презентацию

скачать презентацию (ppt)

 

Иван Купала

 

7 июля

 

Иван Купала, также Иванов день  — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Ночь накануне превосходит сам день Ивана Купалы по своему ритуальному "наполнению". Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Он издревле отмечается в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Финляндии. Во многих странах это общенациональный и церковный праздник.

 

 

 

Петр Александрович Суходольский. «Вечер под Ивана Купалу».

 

Изначально праздник был связан с летним солнцестоянием (22-24 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна —  24-го июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна  Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XX—XXI веках), так как православная церковь живёт по старому стилю. В связи с этим в России праздник потерял астрономическое соответствие летнему солнцевороту.

В рамках народного календаря Иван Купала образовывал единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы и святых апостолов Петра и Павла (Петров день). На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь — самой короткой.

В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие, целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год. В то же время календарный период, на который приходились купальские праздники, считался наиболее "опасным" (наравне с Зимними Святками): усиливались действия потусторонних сил. Особенно страшной в глазах крестьян была купальская ночь; она же являлась апогеем праздника, так как именно в это время проходили веселые гуляния и совершались основные обрядовые действия. Главная роль в них отводилась самой активной части общества — молодежи и молодым супружеским парам.

 

 

Генрих Ипполитович Семирадский. «Ночь накануне Ивана Купалы». 1880.

 

Молодежь  уходила в леса, в поля, где устраивали гулянья, разводили костры и перепрыгивали через них, "скакали" через "стрекаву" (крапиву), катались по посевам, парни боролись во ржи. "… А тогда уж сами по ржи бегаем, качаемся. То кто кувырком, кто как, кто один одного повалит, кто: "Куча мала! Куча мала!" Так десять человек на одну свалятся, вот так говорят.… Прибегаем опять к этому огню, тут видно. Тут и танцуем, тут и гармони у нас, и балалайки, и пляски, и танцы…" (из устного рассказа).

Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А если разойдутся, то каждый снова ищет себе пару.

Считалось, что купальские костры обладают исцеляющей силой. Люди плясали вокруг костров и прыгали через них, матери в огне этих костров сжигали сорочки больных детей, чтобы они скорее выздоравливали…

После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют:

Ой на святого

Ой на Купалу

Девки гадали,

Венки кидали.

Кидали в воду,

В воду быструю.

Скажи (назв.  реки)

Про жизнь молодую:

С кем, наша (река),

Век вековати,

Кого, наша (река),

Любым назвати?

Долго ль я жити

Долго ли буду?

Неси (река) венок,

Не дай потонути.

 

Семён Леонидович Кожин. «Иван Купала. Гадание на венках».

 

Празднуют и гуляют до утра, молодежь разбредается парочками, ищут в лесу по поверью цветок папоротника, считается: тому, кто его найдёт, будет сопутствовать счастье и удача, а также везение в любви.

             С папоротником связаны также древние предания о кладах. Считается, что цвет папоротника появляется в полночь только на несколько секунд. С ним можно найти любые клады, даже те, что находятся очень глубоко под землёй.

Достаточно широко на территории России был распространён обычай обливать встречных в Иванов день водой. Он носил характер ритуальных молодёжных бесчинств. Парни запасались водой и обливали нарядно одетых девушек. Спрятавшихся насильно вытаскивали из домов. Девушки, как правило, отвечали парням тем же. Объединившись, девушки и парни обливали водой всех встречных жителей деревни, исключая только самых маленьких и самых стареньких.

Окончив обливаться, молодёжь отправлялась на реку, где девушки и парни устраивали совместные купания; при этом обычно не раздевались.

Из объяснений крестьян следует, что обливаться водой необходимо для того, чтобы дождь был.

 

 

Всеволод Иванов. «Проявления в июне».

 

 

 

 

 

 

Категория: Летние праздники | Добавил: sibfolk (05.09.2015)
Просмотров: 833 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: